(франц. Genre),
бытовая живопись, занимается изображением сцен
из общественной и частной жизни. Древние греки и римляне не знали этого
рода живописи, который, как самостоятельный, возник только в ближайшие к
нам времена, после эпохи Возрождения. У фламандцев и голландцев он
(вместе с пейзажем) сделался преобладающим и национальным; но, занимаясь
изображением рынков, народных гуляний, охот, попоек, простых домашних
сцен, однообразного большею частью содержания, он далеко не исчерпывал
всей общественной жизни этих народов. Больной или больная и врач, урок
музыки, вестник с письмом, любовные предложения и еще немного друг.
подобных сюжетов составляют почти все, относящееся к мировой домашней
жизни. Ссоры и драки в кабаках, пляска - составляли единственную
специальность многих живописцев; кузнецы, странствующие музыканты,
деревенские зубные врачи могут служить прибавкою к этому перечню,
который, однако, в самом полном виде все-таки довольно скуден по
внутреннему содержанию. Испанские живописцы старого времени писали
иногда отдельные фигуры (напр. Мурильо) не исторического значения, но не
имели в виду изображения собственно бытовой жизни; то же можно сказать о
художественных произведениях итальянских школ. Французы ранее других
(после фламандцев) обнаружили стремление к изображению жизни народа и
отдельных его слоев. Теперь же бытовая живопись усвоена всеми школами
живописи и соответствует потребности современных обществ. Бытовая
живопись захватывает огромную область разнообразнейших отношений между
людьми со всеми их страстями, как они проявляются в действительности, а
не в вымысле. Художественное значение этого рода произведений получило
большое значение, и крупные таланты имеют полную возможность выказаться
во всей силе в бытовой живописи. С давних пор установился обычай не
изображать действующих лиц бытовых событий в их натуральную величину.
Прежде руководились тою мыслью, что лишь события, получившие
историческую известность или значение, достойны воспроизведения на
больших холстах или стенах с фигурами в натуральный рост. Впоследствии
художники от времени до времени протестовали против такого умаления
текущей действительности, изображая фигуры обыденного значения во весь
рост; так поступал франц. Курбе в наше время, изображая французских
крестьян; так пробуют поступать иногда и русские живописцы. В некоторых
случаях такое увеличение фигур не беспокоит эстетического чувства, в
других - большая картина ничего не выигрывает перед малой того же
содержания, и, наконец, иногда малые размеры явно выгоднее для бытового
сюжета. В этом отношении не могут быть установлены общие, для всех
обязательные правила.
Ф. Петрушевский.
|