- метафорическое
выражение, в котором один предмет
изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя
бы отдаленное сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен
отгадать задуманный предмет. В древнейших З. отражалась первобытная
мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для
описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей
обстановки. С течением времени это значение З. утратилось; осталась лишь
ее иносказательная, аллегорическая форма, уцелел ее сильный, образный
язык, и народ стал смотреть на З., как на простое упражнение ума. В
древности З. приписывалось особое таинственное значение: в народном
эпосе она является одним из видов так назыв. "Божьего суда": отгадывание
З. ведет к исполнению желаний, освобождает от опасности (напр., при
встрече с русалками). Загадывание и отгадывание З., состязание в З.
составляет весьма распространенный мотив народного эпоса и создавшейся
под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература
"вопросов и ответов" обнимает массу произведений всех веков и народов и
в индийской поэзии, и в Эде, в Калевале встречаются повторения одного и
того же мотива. Русские и другие славянские песни с З. в общем примыкают
к циклу сказаний о "мудрой девице" и клонятся к доказательству того, что
невеста не глупее жениха (ср. А. Потебня, "Объяснение малорусских и
сродных народных песен", т. II, XLVIII и L, 1887). Несравненно меньше
известно сказок с З.; некоторые недавно записаны Манжурой ("Сборник
харьковского историкофилологического общества", т. III, 1890). Есть и З.
в чисто сказочной форме; этих еще меньше (у Афанасьева ь 185). По своей
форме народные З. примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь,
то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только
вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки
загадку; пример: "Сидит на овчине, а бьет соболей" (промышленник). В
более позднее, христианское время, под влиянием чтения книг священного
писания, где З. местами также играют видную роль (Самсон, царица
Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат
"мудрые вопросы" о предметах библейских или о происхождении всего
существующего. Из герм. поэзии сюда относится Вартбургская война (V,
550) и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма
распространенный мотив о состязании в З. между многостранствовавшим
путником и хозяином; на русской почве - стих о Голубиной книге (IX,
116), Беседа трех святителей (III, 627), Пчела, Даниил Заточник.
У греков З. в древнейшее время находились в связи с изречениями
оракулов и большею частью излагались гекзаметрами. Семь мудрецов
прибегали к З. в дидактических целях; особенно много З. оставил Клеобул.
Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме З.
(ср. Ohlert, "Ratsel und
Gesellschafts Spiele der alten Griechen", Б.,
1886). Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и
Виргилий, и Цицерон забавлялись, в часы досуга, сочинением З. В ХVII в.
вновь возникла мода на З. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак
Руссо и др. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических З.
Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются З.
Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано. и др. нем.
поэтов. У нас В. Левшин издал в 1773 г. "Загадки, служащие для невинного
разделения праздного времени" (Москва). Превосходная поэтическая З.
составлена В. А. Жуковским ("На пажити необозримой, не убавляясь
никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада" и т. д.), в основу
ее положена одна из наиболее характерных народных З., с мифологическим
содержанием - малорусская: "Поле немиряне, вивци нещитани, пастух
рогатый", или великорусская: "поле полянское, стадо лебедянское, пастух
вышинский" (т. е. месяц, пасущий звездное стадо). Научное собирание
народных З. началось с Сахарова (в его "Сказаниях русск. народа", 1837);
затем появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских
З.: Г. Илькевич, "Галицкие приповедки и загадки" (В., 1841); А.
Сементовский, "Малороссийские и галицкие З. " (Киев, 1851 и СПб., 1872);
Худяков, "Великорусские З." (М., 1861); В. Даль, "Пословицы русского
народа. Сборник пословиц, поговорок,.. З., поверий и проч." (М., 1862 и
СПб., 1879); Евлентьев, "Сборник З." ("Псковские Губ. Ведом.", 1864, ь
35 - 39, 44 и 45 и 1865, ь 2 - 5; преимущественно книжные З.); Номис (M.
Т. Симонов), "Украiиньскi присказки, прислiвья и таке инше" (СПб., 1864
- до 500 З.); "Труды этнографическо-статистической экспедиции в зап.
русский край. Материалы, собранные Чубинским" (т. I, СПб., 1872); Д.
Садовников, "З. русск. народа" (СПб., 1875, 2504 З.); Романов,
"Белорусский сборник" (т. I, Киев, 1886); М. Комаров, "Нова збирка
народних малоруських прыказок, прысливъив, помовок, загадок и замовлянь"
(Од., 1890); П. Шейн, "Материалы для изучения быта и языка русск.
населения Сев.-Зап. края" (т. II, СПб., 1893). З., относящиеся до
малорусской хаты, сообщены П. И(вановым) в "Харьковском сборнике" (вып.
3, 1889). В Зап. Европе первый нем. сборник З. вышел в Страсбурге в 1505
г. (новое издание его Brutsch'a, там же 1875). Во
Франции аббат Cotin
изд. "Recueil des enigmes de се
temps" (1646), a Menetrier составил
"Traite des enigmes" (1694). Старинные нем. З.
издал Simrock, "Deutsches
Ratselbuch" (3 изд., 1874). Из новейших сборн.:
Ohnesorg, "Sphinx" (Б.,
1833 - 35) и Hoffmann, "Grosser deutscher
Ratselschatz" (Штутг., 1874).
З. встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не
стояли; см., напр., якутские З. в "Верхоянском сборнике" Худякова (Ирк.,
1890). Ср. Friedreich, cGescbichte des Ratsels" (Дрезд., 1860).
|