Верещагин
Василий
Васильевич. В. родился в 1842 г. В. 1853 году
поступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более
одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в академию
художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана.
Получив малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" и
похвалу академии за композицию, В., не окончив курса, уехал заграницу. В
Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством
французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он
отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в
одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им
с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах "Le Tour
de Monde" и в русском "Всемирном Путешественнике"; некоторые из них были
на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь
этнографическое. В 1864 г. В. был на Дунае и затем снова посетил Кавказ;
приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему
свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он
путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью -
что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там
целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В
1867 г. В. отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе
Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за
что и получил орден св. Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в
третий раз поехал заграницу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.
Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене. Публика
особенное внимание обратила на "После удачи", "После неудачи",
"Опиумоеды", а также на фотографию с картины, уничтоженной самим
художником "Бача со своими поклонниками". Вся коллекция туркестанских
картин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное
впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была
выставлена бесплатно. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В.
снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции:
"Окружили-преследуют", "Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из 121
нумера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественным
трудам, возвел В. в звание профессора, о чем В. и был уведомлен
оффициально; но В., считая все чины и отличия в искусстве безусловно
вредными, отказался от этого звания. Тогда совет академии определил
исключить В. из списка ее членов. В Индии В. пробыл два года, а в 1876
году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам,
привезенным из Индии. В следующем году В. отправился на Дунай; там он
состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на
миноносце лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской
битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже
должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в
Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих
военных картин целые два года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе
коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883
году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских -
13. В 1884 г. В. отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды.
Возвратившись в Европу, он в 1885 - 88 гг. выставлял свои палестинские
картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и
Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В.
является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты
только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для
протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он
решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во
всяком случай В. нельзя не считать одним из самых замечательных
художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке
возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских
языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать,
составляют целую литературу. Как литератор, В. известен своими
путешествиями и воспоминаниями, как напр., "Заметки, очерки и
воспоминания", "Поездка в Гималаи". В журнале "Художник" Верещагин
поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступает
жарким защитником реализма в искусстве.
Д.Б.
|