Верди
(Giuseppe Verdi),
- знаменитый итальянский композитор, родился
в 1813 г. Муниципалитет родного города В., Буссето, и одно частное лицо,
видя в Верди крупные музыкальные задатки, дали ему средства ехать в
Милан, чтобы поступить в консерваторию. Он не был, однако, туда принят и
стал заниматься у Лавинья, аккомпаниатора при оперном театре "La Scala",
под руководством которого написал множество мелких сочинений, оставшихся
неизданными. Первая опера В. "Oberto, conte di San Bonifazio" была дана
в 1839 г. на сцене "La Scala" в Милане. В этой опере, имевшей успех, В.
явился подражателем Беллини. Вторая опера В. : "Un Giorno di regno"
(1840) не оправдала ожиданий композитора. Следующие три оперы;
"Навуходносор" (1842), "Ломбарды" (1843) и "Эрнани" (1844) заставили
заговорить о В. Его имя стало известным; но затем он испытал цедый ряд
неудач.
Следующие его оперы: "I due Foscari" (1844), "Glovanna d'Arco"
(1815), "Alzira" (1845), "Аttila"(1846),
"I Masnadieri" (1847), "Il
Соrsaro" (1848), "Battaglia
di Legnano" (1849), "Stiffelio"
(1850)
провалились, а "Макбет" (1847) и "Laisa Miller" ( 1849) имели
посредственный успех. С "Риголетто" (1851), одного из лучших
произведений В., начинается блестящий период его композиторской
деятельности. "Трубадур" (1853), а затем "Травиата" (1853) сильно
выдвинули В. и сделались любимыми операми в Италии и других странах.
"Сицилийская вечерня" (1855) и "Симон Бокканегра" (1856) заставили В.
вспомнить прежнее время неудач, но опера "Бал-маскарад" (1858) опять
имела большой успех. Затем следуют: "Сила судьбы", написанная для
Петербурга в 1863 году, и "Дон-Карлос", написанная для Парижа в 1867
году. Их незначительный успех сменился необычайным фурором, который
вызвала "Аида". Она появилась впервые в 1871 году, на оперной сцене в
Каире, для которой Верди написал ее по предложению хедива Измаила-паши.
Колоссальный успех, который имела эта опера на первом представлении,
выпадает на ее долю везде, где бы ее ни ставили. Итак, с двадцать
четвертой оперой В. достиг апогея своей славы. После "Аиды"
композиторская деятельность В. становится менее обильной. В 1877 году В.
окончил свой реквием, сочиненный в память Манцони, а в 1887 г. -
"Отелло". Помимо этих крупных произведений, В. написал 12 романсов,
несколько вокальных нумеров и струнный квартет. В настоящее время В.
оканчивает комическую оперу "Фальстаф". В годы бурной композиторской
деятельности В. писал оперы с чрезвычайной быстротой. Поспешность письма
некоторых из них была причиной их неуспеха; но те оперы, на сочинение
которых В. употреблял больше времени, удержались в репертуаре и
составили славу композитора. В. принадлежит к замечательным мелодистам
вашего времени и вместе с тем следит с большою чуткостью за ходом
развитая современного искусства. В сороковых годах понемногу началось
вагнеровское движение в музыке. Это движение впоследствии разрослось до
громадных размеров. Новые течения в музыке не могли не коснуться Верди,
как человека, страстно любящего свое искусство. Стремление к точной
иллюстрации текста, к ариозному пению заметны у В. уже в его опере
"Luisa Miller", затем в "Simon Boccanegro" и "Дон-Карлосе". Нередко,
однако, В. приходилось платиться за свои новаторские попытки, иногда
неудачные, и оперы его не находили сочувствия. В "Аиде" В. очень искусно
сумел соединить свой певучий, мощный талант с намеками на вагнеровские
тенденции и в сущности в этой опере нашел ту золотую середину, на
которой ему и следовало бы остановиться. В "Отелло", однако,
вагнеровские принципы взяли верх над мелодическим талантом. Впрочем, В.
нельзя считать очень строгим последователем Вагнера. Главный принцип
Вагнера, а именно тематизм, покрывающий сетью всю оперу, не практикуется
В., но он в "Отелло" отказался от отдельных музыкальных нумеров, и
музыка в громадном большинстве случаев покорно следует за течением
драмы, не распадаясь на арии, дуэты и т. д. Не только взгляды свои на
оперу, но самую фактуру музыкального письма В. постоянно
усовершенствовал и наконец довел ее до высокого мастерства в "Аиде" и
реквиеме. Как оркестратор, В. всегда проявлял чрезвычайно своеобразное
дарование. Не только в позднейших операх, но и в "Риголетто",
"Травиате", и многих других операх встречаются страницы, замечательные
по оркестровому колориту. В "Аиде" и особенно в "Отелло" В. доходит, с
этой точки зрения, до полной виртуозности. Мы не ошибемся, если назовем
его итальянским Берлиозом. В большинстве случаев В. выбирал благодарные
сюжеты; богатой сокровищницей послужили для него произведения Виктора
Гюго, Шиллера и Шекспира. Н. Соловьев Вердикт (лат. Veredictum) -
приговор, преимущественно приговор присяжных.
|