(Pierre Corneille)
- знаменитый французский драматург, "отец
французской трагедии". Род. в Руане в 1606 г., умер в Париже в 1684 г.;
сын чиновника; детство провел в деревне, учился в иезуитской школе,
потом изучал право и получил место прокурора, очень мало, однако,
интересуясь служебной карьерой. В 1629 г. он поставил свою первую пьесу
- комедию "Melite", которая навлекла на себя характерный упрек в
"слишком большой простоте плана и естественности языка". За нею
последовал ряд комедий, загроможденных, по тогдашнему обычаю, разными
инцидентами: "Clitandre ou L'Innocence delivree" (1632), трагикомедия,
одно резюме которой у К. занимает 8 страниц; "La Veuve ou le Traitre
puni" (1633), основанная на недоразумениях и лживых признаниях; "La
Galerie du Palais", "La Suivante",
"La Place Royale". Этими комедиями в
духе времени К. создал себе положение и расположил к себе Ришелье. С
1635 г. К. пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых,
довольно слабых попыток принадлежит "Medee". Затем, вдохновившись
испанским театром, он написал "L'Illusion Comique" (1636), тяжеловесный
фарс, главное лицо которого - испанский матамор. В конце 1636 г.
появилась другая трагедия К., составляющая эпоху в истории французского
театра: это был "Cid", сразу признанный шедевром; создалась даже
пословица: "beau comme le Cid". Париж, а за ним вся
Франция продолжали
"смотреть на Сида глазами Шимены" даже после того, как парижская
академия осудила эту трагедию, в "Sentiments de l'Academie
sur le Cid":
автор этой критики, Шаплен, находил выбор сюжета трагедии неудачным,
развязку - неудовлетворительной, стиль - лишенным достоинства. Апогей
творчества К. - "Horace" (1640), "Cinna" (1640) и "Polyeucte". К тому же
времени относится женитьба К. на Marie de Lampriere, разгар его светской
жизни, постоянный сношения с отелем Рамбулье. Одна за другой появлялись
его прекрасные комедии "Le Menteur" и гораздо более слабые трагедии
"Pompee", "Rodogune", "Theodore,
vierge et martyre", "Heraclius".
В 1647
г. К. избран был членом французской академии. Появившиеся после того
пьесы "Andromede", "Don Sanche
d'Aragon", "Nicomede"
принадлежат, за
исключением последней, к более слабым его произведениям. Начиная с 1651
г. К. поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего
бывшего воспитанника от театра. К. занялся религиозной поэзией, как бы
для искупления своего светского творчества прежних лет, и напечатал
вскоре стихотворный перевод "Imitation de Jesus Christ". Перевод этот,
очень посредственный в литературном отношении, имел огромный успех и
выдержал в 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других
переводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии,
псалмы и т. д. Для театра К. написал еще "Pertharite",
"Sertorius",
"Oedipe", "Sophonisbe", "Othon",
"Agesilas", "Attila", "Tite
et
Berenice", "Pulcherie", "Surena" и др., но все эти произведения
стареющего драматурга имеют очень мало достоинств. Последние годы жизни
К. провел очень уединенно и был в крайне стесненных обстоятельствах.
Только благодаря хлопотам друга его, Буало, К. назначена была маленькая
пенсия. Значение К. для французского театра заключается прежде всего к
создании национальной трагедии. До К. театр был рабским подражанием
латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники К., как
Гарди, Гарнье, Ротру и др., не сумели сломить рамок условности,
превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. К. первый оживил
французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти;
с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в
изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих
выше обыденной жизни по своей силе. Про творчество К. и его преемника
Расина некоторые критики говорят, что "К. рисует людей такими, как они
должны были бы быть, а Расин - такими, каковы они в действительности".
К. изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в
исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость
его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов,
изображаемых поэтом. К. исходит из аристотелевского принципа, что
трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны
действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковым
последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только
бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей. Эти принципы
К. излагает в своих теоретических рассуждениях, т. е. в предисловиях к
трагедиям и в "Discoars snr le poeme dramatique", и воплощает в лучших
своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства;
любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм -
семейным привязанностям, великодушие - внушениям государственной
политики, преданность религиозной идее - увлечениям личного чувства и т.
д. Только в "Сиде" победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в
разъединенные долгом души. В "Horace" первенствующее значение и
окончательная победа принадлежат патриотизму; К. достигает высшего
пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация,
предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше
семьи. В "Polyeucte" замечательна трагическая фигура мученика, внезапно
осененного благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных
привязанностей. Могучий стих К., по пластичности, выразительности и силе
- единственный в своем роде. Умение заключить в одной фразе, в одном
обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную
черту К. Знаменитое "Qu'il mourut!" старика Горация, в ответ на вопрос,
что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками;
поразительный контраста между словами Горация: "Albe vous a nomme
- je ne vous connais plus" и ответом Куриация:
"je vous
connais
encore" - все это и многое другое носит на себе печать истинной
гениальности. Трагедии К. не свободны, однако, от крупных недостатков;
замечательна также неровность его таланта. Эпитет "великого классика" К.
заслуживает в сущности только четырьмя лучшими своими трагедиями.
Библиография изданий соч. К. и литературы о нем наиболее полна у Picot,
"Bibliographie cornйlienne"
(П. 1875). Главнейшие соч. о К.:
Fontenelle,
"Vie de CorneiIe" (изд. 1685, 1729, 1742); abbe
Goujel, "Biblioth.
franc" (т. XVIII); Guizot, "Corneile"; Taschereau,
"Histoire de la vie
et des ouvrages de P. Corneille"; Bouquet, "Points obscurs de la vie de
C."; E. Desjardins, "Le grand C. historien"; J. Levallois, "C. inconnu"
(П., 1876). Пьесы К. переведены на русский яз. : Я. Б. Княжниным, "Сид"
(СПб. 1779); "Смерть Помпеева" (СПб. 1779); "Цинна или Августово
милосердие" (СПб. 1779); "Родогуна" (М. 1788) и Е. Барышевым, "Сид"
(СПб. 1881) и "Родогонда" (СПб. 1881).
З. В.
|