- в
полицейско-правовом смысле есть дозволение компетентной
власти на устройство такого промышленного предприятия, которое, по
закону, требует предварительного разрешения правительства. Современное
государство считает своей обязанностью охранять население от опасности
для жизни и здоровья и даже от неудобств, которые может причинить
соседство некоторых промышленных учреждений. До начала нынешнего века в
Европе господствовал принцип репрессий, в силу которого за полицией
признавалось право закрывать предприятия вредные или опасные. Такой
порядок предоставлял большой простор полицейскому произволу; не охраняя
в достаточной мере население, он ставил предпринимателей в полную
зависимость от полиции, которая применяла репрессию к различным
предпринимателям далеко не в одинаковой степени. Эпохой в этой области
законодательства послужил Decret relatif aux manufactures et ateliers
qui repandent une odeur
insalubre ou
incommode, 15 окт. 1810 г.,
основной принцип которого - требование предварительного разрешения для
известного рода предприятий - был впоследствии усвоен всеми
государствами континентальной Европы. В Англии концессионный порядок
введен лишь в 1875 г. (Explosives Act), и только для заводов,
изготовляющих порох и другие взрывчатые вещества. Образцом действующих в
Зап. Европе законоположений о К., в общем между собою сходных, могут
считаться постановления германского устава о промышленных и ремесленных
предприятиях (Gewerbeordnung), по которому занятие промыслами признается
вообще свободным, исключая тех, относительно которых в самом законе
существуют ограничения; необходимо лишь заявить в установленные
учреждения об открытии предприятия (порядок явочный). Особенное
разрешение правительства или К. требуется для таких предприятий,
которые, по условиям места и свойству производимых ими работ, могут
угрожать опасностью или быть обременительными для владельцев соседних
недвижимостей, живущих там лиц и вообще для публики. Ходатайствовать о
выдаче К. должны также лица, желающие открыть частный театр, больницу,
гостиницу, ссудную кассу, питейное заведение и т. п. Правительственное
установление публикует представленный ему проект и предлагает лицам,
имеющим какие-нибудь возражения против выдачи К., представить их в
известный срок. Если возражения заявлены, они обсуждаются вместе с
ходатайством просителя. На решение низшей инстанции можно принести
жалобу в высшую. Более подробная регламентация порядка выдачи К.
предоставлена законодательствам союзных государств; имперский закон
требует лишь, чтобы одна из инстанций была непременно коллегиальной и
чтобы разбирательство производилось гласно и устно. См.
"Handworterbuch
der Staatswissencshaften" Конрада, т.
III - "Gewerbe"; Schoenberg,
"Handbuch d. pol. Oekonomie", т. II - "Gewerbe".
Русский устав о промышленности не знает термина К., но концессионный
порядок применяется в России строже, чем на Западе. У нас
предварительное разрешение правительственной или общественной власти на
открытие фабрики, завода или мануфактуры всегда необходимо. Другим
отличием русского законодательства о К. от западноевропейских служит
отсутствие особого разбирательства при выдаче К. (Konzessionsverfahren).
Разрешение дается губернским начальством. Там, где действует городовое
положение, разрешение устраивать в городских поселениях заведения,
допускаемые по своей безвредности повсеместно, предоставляется городским
управам. В столицах и губерниях столичных разрушение дается министром
финансов, с которым должны входить в сношение спб. градоначальник и
московский генерал-губернатор. На устройство пороховых заводов
разрешение дается министром финансов, по соглашению с министрами
внутренних дел и военным. См. Антонович, "Курс государственного
благоустройства". Железнодорожная К. - отнюдь не договор, хотя ее часто
так определяют в виду включения в нее пунктов, устанавливающих отношения
концессионера к казне. Государству принадлежит верховное право
(Wegehoheitsrecht) над жел. дорогами, как и над всеми другими публичными
путями сообщения. В силу этого права государство и выдает К. с точки
зрения выгод, предоставляемых предпринимателю, К. есть привилегия,
даруемая государственною властью, а весьма часто - монополия, в виду
фактической невозможности проведения еще одной железной дороги между
пунктами, уже соединенными рельсовым путем. Если принять во внимание
публично-правовой характер прав и обязанностей, вытекающих из К., то она
является "действием управления" (Verwaltungsact) или правительственным
распоряжением. Отсюда не следует, чтобы на почве К. не могли возникать
претензии частноправового характера, разрешаемые судебными местами.
Немецкие юристы проводят параллель между отношениями концессионера к
государству и отношениями, возникающими из государственной службы.
Назначение на службу есть акт управления; отношения, вытекающие из этого
факта, определяются вообще публично-правовыми нормами - но те из них,
которые имеют имущественный характер, могут служить основанием для
исков. См. Endemann, "Das Recht der
Eisenbahnen"; Eger, "Handbuch
des
preussischen Eisenbahnrechts" (здесь и обширная литература по вопросу о
жел. дор. К.).
М. Т.
|