(итал. concerto,
лат. concertus) - музыкальное сочинение,
написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом
оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность
исполнения. К., написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для
3-х - тройным. В таких К. оркестр имеет второстепенное значение и только
в отыгрышах (tutti) получает самостоятельное значение. К., в котором
оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим.
К. состоит обыкновенно из 3-х частей (крайние части - в быстром
движении). В XVIII стол. симфония, в которой многие инструменты местами
исполняли соло, называлась concerto grosso. Позднее симфония, в которой
один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с
другими, стала называться symphonique
concertante, concertirende
Sinfonie. Слово К., как название музыкального сочинения, появилось в
Италии в конце XVI ст. К. в трех частях явился в конце XVII ст.
Итальянец Корелли считается основателем этой формы К., из которой
развились в XVIII и XIХ ст. К. для разных инструментов. Наибольшей
популярностью пользуются К. скрипичные, виолончельные и фортепианные.
Позднее К. писали Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Мендельсон, Чайковский,
Давыдов, Рубинштейн, Виотти, Паганини, Вьетан, Брух, Венявский, Эрнст,
Сервэ, Литольф и пр. Небольших размеров К., в котором части слиты,
называется концертино. К. называется тоже публичное собрание, в котором
исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по
программе, К. получает название: симфонического (в котором исполняются
преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического
(составленного из произведений разных эпох). К. называется также
академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются
перворазрядные артисты.
Н. С.
|