(ит. Contrapunto, неи.
Contrapunkt, франц. Contrepoint) -
соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся
полным благозвучием. Разница между гармонией и К. та, что в первой
голосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а во
втором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельных
голосов. В гармонии на первом плане выбор аккордов, а на втором -
голосоведение, не особенно рельефное. В К. на первом плане рельефность,
самостоятельность голосоведения, а на втором - гармония. К.
предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов в
квартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился из
предыдущего, вследствие прибавления других интервалов), фо-бурдон
(сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно с
последним развился дисканта, в котором видны попытки придать голосам
большую самостоятельность, сообщая им противоположное движение (XII
ст.). С развитием нотного письма явилось слово К. К нотам данной мелодии
(Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punctus) одной
мелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления нот -
punctus contra punctam или нота (точка) против ноты (точки) - и получил
название К. Сперва развился строгий К., основанный на правильном
отношении всех мелодических голосов к мелодии баса. В таком К. все
голоса на сильных временах совпадают с басом в консонансах или в
приготовленных диссонансах (синкопа), имеющих правильное разрешение на
ступень вниз. На слабых временах допускаются тоже консонансы и плавно
идущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе хода
на хроматический полутон, увеличенных и уменьшенных интервалов. обеих
септим и большой сексты. Свободный К., развившийся позднее, основан не
только на контрапунктических, но и на гармонических. правилах. В нем
допускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение мелодии
гораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные интервалы
и септимы. Как строгий, так и свободный К. делятся на простой (всякое
правильное контрапунктическое сочетание) и сложный, в котором голоса
могут взаимно перемещаться при сохранении полного благозвучия, т. е.
каждый голос может быть перенесен на октаву или другой интервал вверх
или вниз; напр. партия дисканта может быть перенесена в бас, а партия
баса - в дискант. По числу голосов, способных перемещаться, сложный К.
называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным
(четыре). На почве К. развились полифонические формы имитации, канона,
фуги, фигурованного хорала и пр. Величайший композитор в области
строгого К. - Палестрина, в области свободного - И. С. Бах. Развитию
контрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047 - 1083),
Маркет Падуанский (XIII ст.), Иоанн Мурский (1300 - 1360), Иоанн
Тинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор сочинения "Gradus ad
Parnassum", Кирнбергер (ХVIII ст.), новейшие: Ден, Керубини, Маркс,
Рихтер и мн. др.
Н. Соловьев.
|