(евр. -
"спасение Господне") - имя нескольких библейских
личностей, из которых известнейшею является И. пророк. О жизни его мы
знаем немного. Он был сын Амоса (но не пророка этого имени), жил в
Иерусалиме, был женат и имел двух сыновей. На пророческую деятельность
был призван видением, о котором он сам рассказывает в VI главе своей
книги. Он всецело отдался своему высокому призванию и действовал в
течение 60 лет, в правление Иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и
Езекии (с 768 г. до Р. Хр.). В течение этого времени он видел несколько
перемен в царстве Иудейском, и если при царе Езекии замечается
сравнительный подъем религиозно-нравственного смысла в иудейском народе,
то это несомненно было результатом неутомимой деятельности пророка,
который, подобно прежним великим представителям пророческого звания,
смело и безбоязненно говорил правду царям. По преданию, он потерпел
мученическую кончину и был распилен деревянною пилою. Под его именем
известна особая книга, которая стоит в Библии во главе так назыв.
четырех великих пророков. Книга пророка И. состоит из 66 глав и
представляет собою богатый материал для ознакомления с современным
состоянием не только еврейского, но и других народов. Содержание ее
составляют, главным образом, пророчества о судьбе как еврейского, так и
других народов. Особенную знаменитость в христианской церкви он приобрел
своим пророчеством о Мессии (Еммануиле: гл. VII и IX); пророк так точно
и наглядно изображает события земной жизни Христа, что получил название
пятого евангелиста. - Новейшая критика пытается расчленить эту книгу, и
последние 27 глав приписывает другому Исайе, который, будто бы, жил уже
во времена плена вавилонского (с целью придать пророчествам о Вавилоне и
Кире естественный характер). Но это предположение встречается с большими
затруднениями, и главнейшее из них заключается в самом стиле и языке
книги. Писатели, жившие во время плена вавилонского, не могли избегнут
влияния языка и культуры Вавилона, и потому в их произведениях
замечаются следы халдейского языка (как это заметно у Иеремии и особенно
у Иезекииля). Между тем вся книга И., не исключая и последних глав,
написана чистейшим, можно сказать классическим еврейским языком, каким
он именно был в лучший период его развития, до плена. Главные
исследователи книги: Гезениус (1821), Гитциг (1833), Эвальд (2-е изд.
1867 - 68), Делич. См. нов. монографию S.К.Driver,
"Isaiah, his life and
times" (Л., из cepии
"Men of the Bible").
А.Д.
|