Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Инстинкт

(философ., от лат. глаг. instinguere, то же что instigare  -
побуждать;  побуждение,  точнее  -  побудок),   означ.   способность   и
стремление (у животных и людей) к  таким  действиям,  которые  соединяют
целесообразность с безотчетностью и приводят к результату  полезному  не
только для действующего индивида, но еще более для  его  рода.  Исключая
ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия
не  совпадает,   однако,   с   понятием   действия   механического   или
машинального, но требует известного внутреннего ощущения  и  стремления,
хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы
не употребляем того же термина  относительно  высших  растений,  хотя  и
размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а
следовательно и функция размножения  у  них,  представляется  как  чисто
физический процесс, не сопровождаемый никаким  внутренним  чувством  или
стремлением   в   самом   организме   (насколько   основательно    такое
представление - другой вопрос). В мире  животном  И.  есть  единственный
способ внутреннего присутствия и действия общего (рода)  в  единичном  и
целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный
способ,  все  более  и  более  теряющий  свое  преобладание.  "Всеобщее"
присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем,
и как разумное сознание (так, напр.,  язык,  основное  средство  общения
между людьми)  будучи  порождением  инстинктивным,  есть  вместе  с  тем
откровение разума и начаток сознания); точно  также  связь  целого,  или
взаимность частных существ выражается в человеке не только как невольная
симпатия, но и  как  нравственно-обязательное  сознание  солидарности  с
другими. - Как род, человечество отличается от  животных  тем,  что  оно
прогрессирует,  оставаясь  самим  собою,  т.е.  не  переходя   в   новые
органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется  тем,  что
И., первоначально общие у человека с животными, не теряя своей  реальной
силы,  перестают  быть  темными  стихийными  влечениями,   просветляются
сознанием  и  одухотворяются  высшим  идеальным  содержанием.  Так,   И.
самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя в
охранение  человеческого  достоинства;   И.   родовой   превращается   в
супружескую любовь; И. родительский становится  выражением  нравственной
связи и преемственности поколений, началом предан  я;  И.  политический,
начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает
новое и огромное значение, переходя  в  чувство  гражданского  долга,  в
патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности  или  братства.  -
Уже в животном царстве различные И.  находятся  в  отношении  подчинения
между собою; так, И.  самосохранения  приносится  в  жертву  родовому  и
родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери  -  при
защите детенышей); у муравьев и пчел И.  политический  господствует  над
всеми другими, и частное приносится в  жертву  общественной  организации
целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое  подчинение
низших  инстинктивных  требований   высшим,   имеющим   здесь   характер
нравственных обязанностей; и если  непозволительно,  напр.,  оправдывать
инстинктом самосохранения какое-нибудь  отступление  от  патриотического
долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования
всечеловеческой  солидарности.  С  другой  стороны,  по  мере  духовного
развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в  нем
теряет свойство внешней  исключительности  и  несовместимости;  единство
целого  понимается  все  более  и  более  как  внутренняя   нравственная
солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного  бытия  и
свободного  развития  каждого.  Когда,  таким  образом,   все   истинное
содержание многоразличных инстинктов примет  форму  разумного  сознания,
тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутся
только слепые разрушительные страсти,  лишенные  всякого  оправдания.  а
потому бессильные. Вл.Соловьев.
 

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz