(философ., от лат.
глаг. instinguere, то же что instigare -
побуждать; побуждение, точнее - побудок), означ. способность и
стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют
целесообразность с безотчетностью и приводят к результату полезному не
только для действующего индивида, но еще более для его рода. Исключая
ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия
не совпадает, однако, с понятием действия механического или
машинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления,
хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр., о половом И. у животных, мы
не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и
размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а
следовательно и функция размножения у них, представляется как чисто
физический процесс, не сопровождаемый никаким внутренним чувством или
стремлением в самом организме (насколько основательно такое
представление - другой вопрос). В мире животном И. есть единственный
способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и
целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный
способ, все более и более теряющий свое преобладание. "Всеобщее"
присутствует в человеке не только как родовой И., но, нераздельно с тем,
и как разумное сознание (так, напр., язык, основное средство общения
между людьми) будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем
откровение разума и начаток сознания); точно также связь целого, или
взаимность частных существ выражается в человеке не только как невольная
симпатия, но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с
другими. - Как род, человечество отличается от животных тем, что оно
прогрессирует, оставаясь самим собою, т.е. не переходя в новые
органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что
И., первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной
силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются
сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием. Так, И.
самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя в
охранение человеческого достоинства; И. родовой превращается в
супружескую любовь; И. родительский становится выражением нравственной
связи и преемственности поколений, началом предан я; И. политический,
начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает
новое и огромное значение, переходя в чувство гражданского долга, в
патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства. -
Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения
между собою; так, И. самосохранения приносится в жертву родовому и
родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери - при
защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над
всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации
целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение
низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер
нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр., оправдывать
инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического
долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования
всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного
развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем
теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство
целого понимается все более и более как внутренняя нравственная
солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и
свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное
содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания,
тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутся
только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания. а
потому бессильные. Вл.Соловьев.
|