- Так называются
первопечатные книги (от incunabulum -
колыбель), считая от времени открытия книгопечатания до 1525 или 1500 г.
Во всех больших библиотеках делаются коллекции И., которые размещаются
обыкновенно по месту напечатанных книг. Всех И. насчитывается более
16000; из них некоторые имеют весьма значительную ценность, напр.,
первые издания, особенно хорошо сохранившиеся экземпляры, особенно
роскошно изданные сочинения. Если сравнить современное издание с
древнепечатным, то придется сказать, что книгопечатание за 460 лет
существования не сделало больших успехов, так хороша бумага в некоторых
изданиях (напр., в "Catholicon" Гуттенберга) и так отчетлив и красив
шрифт в этих первых опытах книгопечатания. Исследование И. требует
больших специальных сведений: необходимо хорошо знать пособия в роде
Панцера, "Aunal. typographici"
или Наin, "Lex.
bibliogr.", в которых
перечислена и описана большая часть И.; но в каждой большой библиотеке
найдется немало сочинений, библиографам неизвестных
- и вот, при определении и описании их нужна величайшая точность.
Следует отмечать формат книги и заглавие, которое в древнепечатных
книгах помещалось в конце книги, рядом с годом напечатания, местом
печати и именем типографщика. Водяные знаки бумаги часто служат для
определения места и времени напечатания, если они не обозначены в книге.
Следует, однако, помнить, что показаниям И. нельзя вполне доверяться,
ибо и в И. встречаются опечатки, хотя их и гораздо меньше, чем в новых
книгах. Есть, напр., в Имп. публичной библиотеке книга "Practica Valesci
de Tharanta", напечатанная в Лейдене и помеченная 1401 г. (цифрами и
прописью); кто на основании подобных фактов стал бы делать заключения,
тот неминуемо впал бы в грубые ошибки. Первые книги печатались
готическим шрифтом. Знаменитый Альд Манучи, типографщик в Венеции, ввел
округленный латинский, чрезвычайно красивый шрифт; но он сохранил
сокращения, которыми пользовались первые типографщики и которые
затрудняют чтение древних книг. Первые издания Альда ценятся наравне с
Гуттенберговыми и не уступают им по изяществу. Типографское искусство
быстро распространилось по разным городам Европы, типографии появлялись
иногда в маленьких городках; издания в мелких центрах часто весьма
высоко ценятся, ибо встречаются весьма редко. Особенную ценность И.
придают ксилографии, т.е. первые попытки вырезать картинки на дереве и
делать печатные оттиски. Часто такие картинки разрисовывались красками
от руки, и притом весьма художественно. Имп. публичная библиотека имеет
большую коллекцию И. (около 4000) и альдин. Эта коллекция составилась,
главным образом, путем соединения трех собраний: Залусского, Сухтелена
(бывшего русск. посланника в Стокгольме, большого любителя и знатока
книги) и Строгонова. Первая коллекция наиболее многочисленна: в ней
особенно замечательны польские И., напр. первые краковские издания
(учебники Аристотелевой философии и др.). Залусский более заботился о
количестве книг, чем о их качестве и исправности; поэтому многие
экземпляры попорчены. Величайшей похвалы в смысле исправности и редкости
заслуживают коллекции не очень многотомные, Сухтелена и графа
Строгонова. Они собирали лишь наиболее ценные книги и переплетали их
превосходно. Таково, напр., издание (editio princeps) Гомера, полученное
публичной библиотекой от гр. Строгонова. Э.Р.
|