(Inca) - название
прежних государей Перу, управлявших страною до
испанского завоевания. Как предполагают, И. были потомками племени,
некогда завоевавшего Перу и основавшего в стране нечто вроде
деспотической теократии на коммунальных основах. По туземной традиции,
первоначально в Перу существовал высоко цивилизованный народ; потом,
более чем за 500 лет до прихода испанцев, наступила эпоха варварства, в
которой погибли все следы прежней цивилизации. Из этого варварства
извлекли население первые И., воцарившиеся над перуанскими племенами
Кечуа и Аимара. Когда их власть окрепла, им подчинилась вся страна от
нынешнего Пасто в Колумбии до р. Биобио в пределах Чили. По словам
одного из историков Перу, Гарсильяссо, И. стремились подчинить
покоренные племена своим законам и обычаям, навязывали им свой язык,
свои праздники и обряды. В создавшемся таким образом однородном
государстве верховный И. был неограниченным повелителем, как
представитель высшего божества, воплощение бога солнца. Приказания И. не
терпели никаких возражений и исполнялись немедленно, как бы они ни были
жестоки. После смерти И., им воздавались божеские почести, тела их
бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско, при чем к каждому
приставлялся особый штат жрецов: кроме того изготовлялись каменные
истуканы их (guacique), которым воздавалось то же почтение, как и
правящему И. Guacique сопровождали войско во время походов; их несли в
торжественных процессиях, когда народ молился о прекращении засухи или
дурной погоды. Есть сообщения о человеческих жертвоприношениях при
похоронах И., но известия эти не вполне правдоподобны, так как по другим
современным известиям жертвы были символическими: закапывались в землю
чучела. Внешним знаком отличия И. была шерстяная головная повязка, с
кистью над лбом. "Девы солнца", своеобразные весталки древнего Перу, все
из рода И., были не только невестами или женами солнца, но и наложницами
правящего И. В Перу сильно заботились о сохранении чистоты крови этих
монархов: И. мог иметь только одну законную жену, и признавалось
необходимым, чтобы она была родною его сестрою. Многочисленные дети И.
от "дев солнца" считались законными, но не могли наследовать престола.
Обыкновенно все списки И. начинаются с имени Манко Копак; имена и
порядок И. везде одинаковы. Строго историческими можно считать И. лишь с
Виракочи, жившего около 1380 г., т. е. за полтора века до прибытия
испанцев. После казни И. Атауальны в 1533 г., несколько И. еще удержало
за собою власть в недоступном горном убежище Анд, у истоков Амазонки.
Последний из них, Тупак Амару, царствовал лишь несколько месяцев и в
1571 г. был обезглавлен в Куско.
Лучшие первоисточники для ознакомления с историей И.: Педро де Сиеза
(Cieza), в "Chronica del Peru", 2-я часть которой озаглавлена:
"Управление, великие дела, происхождение, политика, постройки и дороги
И." (Мадрид, 1880); Гарсильяссо, "Commentarios
Reales de
los Incas"
(Лиссабон, 1609, Кордова, 1616). Гарсильяссо
- сын испанца и Чимпа Оэльо, в крещении Изабеллы, внучки великого И.
Тупак Юпанги; зная прекрасно язык И., он для написания своей книги мог
воспользоваться перуанскими преданиями, собранными им в большом
количестве. Много ценных данных и у др. историков Нового Света, особен.
da Zarate, Fr.Greg. Garcia, Herrera, I.Acosta и
Ulloa. Новейшая
литература: ст.
Маркгама в трудах "Hakluyt Society" (1873 cл.);
Bastian,
"Kulturlander des alten Amerikas" (1878 - 88); Brehm, "Das lnkareich"
(1885); Bruhl, "Die Kulturvolker Altamerikas" (Цинциннати,
1875 - 88);
Betanzos, "Suma у narracion de los Incas" (1880):
Дж.Фиске, "Открытие
Америки" (М. 1892, II, 9,
10).
|