- термин,
встречающийся наравне с "купцом" в древнейших
памятниках русской истории: "мы от рода русского слы и гостье", читаем в
договоре 945 г. Игоря с греками. Гость означает первоначально купца,
который торгует, разъезжая по различным землям. Купцы в гости в
древнейшей Руси не составляют ни сословия, ни чина, как поздние в
Московском государстве, когда по словам замечательного челобитья,
напечатанного В. Сторожевым в "Библиографических Записках" (1892 г., М
ь1), было четыре великих чина: освященный, служивый, торговый и
земледетельный. Это обособление торгового чина начинается с конца XVI
в., когда происходит видоизменение во всех слоях населения Москов.
госуд.; гости вырастают до привилегир. представителей купеческого чина
вообще, имевших право владеть вотчинами, наравне с военно-служилыми
людьми, по отечеству. Гости не входили в состав гостиной сотни,
появившейся в Москве, вместе с суконной сотней, с конца XVI в. Люди
гостиной сотни ни в чем не тянули с людьми черных сотен и за усердную
службу при таможенных и кружечных дворах жаловались "гостиным именем",
т. е. в гости. Московская организация торговых людей, говорит В. И.
Сергеевич, находится в прямом противоречии с интересами торговли, для
которой нужна свобода, а не обязательная служба. Хорошо известно
невыносимое положение этих невольных государевых слуг во время
отчетности их пред московскими приказами, которая нередко, благодаря
знаменитой московской волоките, тянулась год, а иногда и более, и
совершенно расстраивала торговые дела купцов. Следует строго избегать
встречаемого иногда в литературе смешения гостей и людей гостиной сотни.
См. Плошинского, "Городское или среднее состояние русского народа в его
историческом развитии" (СПб., 1852); Пригары, "Опыт исторического
исследования состояния городских обывателей в вост. России"; В. И.
Сергеевича, "Русские юридич. древн. " (т. 1, СПб., 1890). В. Ст.
|