(греч. gnmneo -
петь, славить, хвалить). У древних в Г.
прославлялись боги и герои; пелись при жертвоприношениях в торжествах. У
евреев Г. встречаются в собраниях псалмов Давида. У христиан Г. -
хвалебная песнь Богу или святым. Христианский Г. ведет свое начало от
первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в катакомбах и
пещерах. В христианское богослужение вошли Г. как Ветхого Завета -
напр., гимны Захария и Симеона, - так и Нового Завета. К прекрасным
образцам христианских Г. принадлежат амвросианский "Те Deum" и "Коль
славен наш Господь в Сионе". У лютеран многие хоралы могут быть отнесены
к разряду Г. Национальные Г. - песнь торжественного содержания,
исполняемая при всех официальных случаях. Русский народный Г. - "Боже
Царя храни", Львова. Из Г. других государств по музыкальным достоинствам
особенно выдается английский национальный Г., вошедший в употребление и
во многих других государствах, как то Пруссии, Швеции, России (до гимна
Львова). Национальные гимны писали Львов, Люлли, Лист, Руже де-Лиль,
Гайдн, Кверульер, Гретри. Из сборников таких Г. известны: "Recueil
d'airs nationaux" Леона Шика (переложение для оркестра) и сборник
национальных гимнов всех государств света Щуровского) для фортепиано, с
пением. Г. вообще пишется в необширной форме песни, в коленном складе.
Но есть Г., получившие у композиторов более широкое развитие, напр. "Те
Deum" Берлиоза, "Lobgesang" Мендельсона и др. Н. С.
|