горы (Himalaja,
по-санскритски - зимнее или снежное
жилище, у греков и римлян Imans в Hemodus) - высочайшие горы на земле;
отделяют Индостан и зап. часть Индо-Китая от Тибетского плоскогорья и
простираются от места выхода из них Инда под 73ш23' в. д. по Гриничу в
юго-вост. направлении до Брахмапутры под 95ш23' в. д. на протяжении 2375
км. при ширине в 220 - 300 км. Зап. часть Г. под 86ш с. ш. так тесно
связана в один горный узел (величайший на земле) с почти параллельным
ему началом хребта Каракорум, который тянется на незначительном
расстоянии от него, с хребтом Куен-Лунь, ограничивающим Тибет с С, и с
Гиндуку, что все эти четыре горных хребта входят в состав одной
возвышенности. Г. горы составляют самый южный и самый высокий из этих
хребтов. Восточная оконечность Г. гор переходит приблизительно на 28
параллели в сев. части британской пров. Ассам и Бирма в принадлежащие
уже Китаю горы Юн-Линг. Обе горные массы отделяются друг от друга
Брахмапутрой, которая перерезывает здесь горы и делает изгиб с С на ЮЗ.
Если представить себе линию, идущую на юг от озера Мансаровар, лежащего
между истоками Сетледжа и Брахмапутры, то она разделит Г. горы на зап. и
вост. половину и вместе с тем будет служить этнографической границей
между арийским населением бассейна Инда и туранским населением Тибета.
Средняя высота Г. г. равняется 6941 мм.; многочисленные вершины
значительно выше этой линии. Некоторые из них выше всех вершин Андов и
представляют самые высокие точки земной поверхности. До 225 из этих
вершин измерены; из них 18 возвышаются более 7600 м., 40 более 7000, 120
бол. 6100. Высочайшие из всех Гауризанкар или МоунтЭверест
(Mount-Everest) вышиною в 8840 м., Канчинжинга (Kantschinjinga) в 8581
м. и Давалагири (Dhawalagiri) в 8177 м. Все они лежат в восточной
половине Г. гор. Средняя высота границы снега на Г. горах равняется
приблизительно 4940 м. на южн. склоне и 5300 м. на сев. Из громадных
ледников некоторые спускаются до 3400 и даже 3100 м. Средняя высота
ведущих через Г. горы проходов (Ghats), которых известно 21, равна 5500
м.; высота самого высокого из них, прохода ИбиГамин, между Тибетом и
Гарвалом, равна 6240 м.; высота самого низкого, Бара-Лача (BaraLatscha)
- 4900 м. Г. горы не составляют одной совершенно сплошной в непрерывной
цепи, а состоят из системы то более, то менее длинных хребтов; частью
параллельных, частью пересекающихся, между которыми залегают широкие и
узкие долины. Настоящих плоскогорий в Г. горах не встречается. Вообще
южн. сторона Г. гор более раздроблена, чем северная; здесь больше
отрогов и боковых хребтов, между которыми лежат более или менее
зависимые от индобританского правительства государства Кашмир, Гаривал,
Камаон, Непал, Сикким и Бутан. На южн. стороне Г. гор берут начало
притоки Инда: Джелам, Шенаб и Рави, Ганг с его левыми притоками и
Джамуни.
Г. горы более всех других гор на земном шаре богаты величественными
красотами природы; особенно живописный вид представляют они с Ю. Что
касается геологического строения Г. г., то у подошвы видны
преимущественно песчаники и обломочные горные породы. Выше,
приблизительно до 3000 - 8500 м. высоты, преобладает гнейс, слюдяной,
хлоритовый и тальковый сланец, прорезанные часто толстыми жилами
гранита. Выше - вершины состоят главным образом из гнейса и гранита.
Вулканических горных пород на Г. торах не встречается и вообще здесь
вовсе нет признаков вулканической деятельности, хотя здесь и существуют
различные горячие ключи (числом до 30), наиболее известные из которых
находятся в Бадринате. Растительность крайне разнообразна. У южн.
подошвы вост. половины тянется нездоровая и непригодная для заселения
болотная местность, называемая Тараи, ширины в 15 - 50 км., поросшая
непроходимыми джунглями и гигантской травой. За нею следует, до высоты
приблизительно 1000 м" крайне богатая, тропическая и специально
индийская растительность, за которою до высоты 2500 м. следуют леса
дубов, каштанов, лавровых деревьев и т. п. Между 2500 и 3500 м. флора
соответствует флоре южной и средней Европы; преобладают хвойные и именно
Pinas Deodora, P.
excelsa, P.
longifolia, Aties Webbiana,
Picea Morinda
и т. д. Граница древесной растительности проходит выше на сев. стороне
(последняя порода деревьев здесь береза), чем на южн. (здесь выше всего
восходит один род дуба - Quercus semicarpifolia). Следующая затем
область кустарников доходит до границы снега и на сев. стороне
заканчивается одним видом Genista, на южн. - несколькими видами
Rhododendron, Salix и Ribes. Хлебопашество на тибетской стороне восходит
до 4600 м., на индийской лишь до 3700; травы на первой растут до 5290
м., на второй - до 4600 м. Фауна Г. гор также крайне интересна и очень
богата. На южн. стороне до 1200 м. она специально индийская;
представителями ее являются тигр,. слон, обезьяны, попугаи, фазаны и
красивые виды кур. В средней области гор встречаются медведи, мускусные
кабарги и различные виды антилоп, а на сев. стороне, примыкающей к
Тибету - дикие лошади, дикие быки (яки), дикие бараны и горные козлы, а
также некоторые другие млекопитающие, принадлежащие к фауне Средней Азии
и специально Тибета. Г. горы не только составляют политическую границу
между англо-индийскими владениями и Тибетом, но в общем также и
этнографическую между живущими к югу от Г. гор арийцами и индусами и
принадлежащими к монгольскому племена жителями Тибета. Оба племени
распространились по долинам вглубь Г. гор и различным образом
перемешались между собою. Население гуще всего в крайне плодородных
долинах, на высоте от 1500 до 2500 м. На высоте 3000 оно становится уже
редким. См. Н. A. und R. von
Schlagintweit, "Resalts of a scientific
mission to India and High-Asia" (с
атласом, Лпц., 1861 - 66);
SchlagintweitSakunlunski, "Reisen In Indien und Hochasien" (Иена,
1869 -
80): К. E. von Ujfalvy, "Aus dem westlichen Himalaya"
(Лпц., 1884).
Гименей (чцmhn. чцmhnaioV): 1) Название особого рода хоровой песни у
древних, певшейся при проводах невесты в дом жениха юношами и девицами.
Постоянным припевом ее было: "чцmhn w чцmenai w". - 2) Божество брака,
собственно олицетворенная брачная песнь. Г. считался сыном Аполлона и
одной из муз. Рассказы о его происхождении и связях с различными
мифическими лицами противоречивы. В мифах он является цветущим,
женственной красоты юношей, умирающим во цвете лет в день брака, в тоске
о скоротечности юности и красоты, и погребаемым музою, его матерью. В
таких рассказах, по-видимому, символизируется потеря невинности и
чистоты вследствие брака. В искусстве (на римских рельефах, на одной
помпеянской фреске) Г. является стройным нагим юношей, с факелом в одной
и венком в другой руке, с строгим выражением лица, отличающим его от
Эрота.