(Elenh) - дочь
Зевса и Леды, жены древнейшего лаконского царя
Тиндарея, сестра Клитемнестры, знаменитая в греческом эпосе своею
красотою. Е., первоначально несомненно богиня (самое имя от sel -
светлая), в гомеровских поэмах является смертной женщиной, женою
Менелая, царя Спарты; из-за похищения ее Парисом возгорается Троянская
война. Во время войны Е. живет в Трое, как жена Париса, раскаиваясь в
своем проступке, презирая Париса и желая всей душою возвратиться к
первому супругу и покинутой дочери Гермионе. Приам и знатные старейшины
троянские отдают должное ее красоте. После взятия Трои Е. снова
достается Менелаю, с которым и возвращается в Спарту. В послегомеровских
версиях сказание об Е. усложнилось и дополнилось многими новыми
подробностями, вероятно, отчасти заимствованными из различных местных
легенд. Так, говорили, что Е., еще будучи девушкою, была похищена
Тезеем, но возвращена братьями. Из двух намеков Одиссеи (IV, 276; VIII,
517) развилось сказание, что по смерти Париса она стала женою брата его
Деифоба, которого и выдала, по взятии Трои, Менелаю. Из других намеков
Илиады и Одиссеи о пребывании Менелая с Е. в Египте разрослись сказания
о том, что Е. вовсе не была в Трое, а оставалась у царя египетского
Протея, которым и была возвращена Менелаю. Чтобы примирить эту версию с
Гомером сочинили, что в Трое находился призрак Е. Существовал рассказ,
что побочные сыновья Менелая, по смерти его, изгнали Е. из Спарты; она
бежала в Родос, где и умерла, повесившись на дереве. По смерти Е. душа
ее была перенесена на о-в Левку, где она сочеталась с Ахиллесом.
Сказания о Е. часто воспроизводились древними художниками, как
греческими, так и этрусскими. В Спарте и др. мест. Е. почитали как
богиню.
|