(букв.
по-гречески - распространение) - название ряда
молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных
богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба
церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника;
каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов:
Господи помилуй, подай Господи, тебе Господи. Главные виды Е.: великая,
просительная, сугубая и малая. Великая Е., начинающаяся словами: миром
(т. е. в мире друг с другом и со всеми) Господу помолимся, - самая
древняя: основной текст ее читается еще у Климента Александрийского (ум.
217). Сугубая Е. начинается словами: "рцем вси от всея души и от всего
помышления нашего рцем" (Господи помилуй). В Е. просительной молящиеся
просят дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна в безгрешна;
ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес; всего доброго
и полезного душам, мира всему миру; чтобы кончина жизни была
безболезненна, непостыдна, мирна; чтобы иметь добрый ответ на суде
Христовом. К исчисленным прошениям, в Великой и сугубой Е., по
распоряжению высшего церковного управления, нередко на время
присоединяются другие, имеющие отношение к какимлибо чрезвычайным
обстоятельствам времени (напр. во время эпидемий). Малая Е. состоит лишь
из трех возгласов и начинается словами: паки и паки Господу помолимся.
Кроме исчисленных четырех главных Е., есть еще Е.: 1) об оглашенных
(остаток глубокой древности) и 2) об умерших. Обе Е. произносятся на
литургии, а последняя, кроме того - на панихидах и при погребении
умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т.
д.) произносятся особые Е., содержание которых приспособлено к предмету
священнодействия.
|