(от dogma,
положение) - философский термин, обозначающий
определенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. Понятие
Д. определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями -
скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, Д. называется попытка
построить философскую систему без предварительного исследования
познавательных способностей человека и без решения вопроса о том,
насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину. Всякий
человек по природе догматик, ибо верит в возможность нахождения истины
до тех пор, пока не убедится в тщете своих усилий; таким образом
философия в своем начале необходимо догматична. Неудачные попытки
миропонимания создают скептицизм, отрицающий возможность истинного
понятия, причем скептицизм свои доводы берет частью из прошлого
философии, частью из рассмотрения природы самого разума. Первая
категория доводов не опасна, ибо очевидно, что неудача философии в
прошлом не заключает в себе причины, почему бы ей не достичь успешнее
своей цели в будущем. Вторая категория доводов против Д. тоже не опасна,
ибо скептицизм, ополчаясь на мышление, не имеет иного орудия, как само
мышление, поэтому самым своим существованием опровергает то, что желает
доказать. Вот почему в новой философии скептицизм не играет никакой роли
и торжествует догматизм; но в лице критицизма вырос новый и более
опасный противник Д. Критицизмом называется направление немецкой
философии, родоначальником которой считается Кант. Прежде чем строить
философскую систему, необходимо подвергнуть критике нашу познавательную
способность, - задача, которую решает Капт в Критике чистого разума.
Результатом анализа Канта является невозможность метафизики, познания
предметов самих по себе, и утверждение, что мы познаем лишь явления,
закономерность в которых принадлежит не явлениям, а познающему субъекту.
Хотя критицизм, подобно скептицизму, ограничивает претензии
человеческого познания, однако по своей природе критицизм вполне отличен
от скептицизма и ближе к Д. Критицизм выдвигает только из основных задач
философы теорию познания и утверждает ее преимущественное значение в
ряду философских вопросов. Самый критицизм Канта вовсе не настолько
отличается от философии Локка и Юма; чтобы можно было в нем видеть
родоначальника нового направления. Что критицизм по своей природе есть
догматическое направление - это доказывается историей; критицизм Канта
весьма быстро и логически правильно выродился в Д. Шеллинга в Гегеля.
Э. Радлов.
|