. - Значение этого
слова, как термина, употребляемого не в
одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно
употреблялось в античной литературе. У Цицерона словом dogma
обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели
значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели,
напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателем догматов
аттических, учения Платона и стоиков - догматами. У Ксенофонта догматом
называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие и
простые воины, должны беспрекословно подчиняться. У Геродиана им
обозначается определение сената, которому беспрекословно должен
подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д. сохранило и в
греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Есфирь,
Маккавейских словом dogma называется указ царский, подлежащий
немедленному исполнению, а также закон царский или государственный,
безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Ев. от
Луки dogma наз. повеление кесарево о переписи народонаселения Римской
империи, в кн. Деяний Апостольских - законы царские, в посл. к
Колиссянам и Ефесянам - имевшие божественный авторитет законы Моисея,
Затем в кн. Деяний в первый раз словом dogma обозначаются те определения
церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее
члена. Из употреблено этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла
Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста,
Викентия Лиринского и др. отцовы церкви понятие о Д. выясняется с
большею подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная
(данная чрез божественное откровение) истина и в этом смысле догматы
веры наз. божьими (d. tou Qeou), божественными (d. Qeia), Господними (d.
tou Kuriou) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так
наз. спекулятивного мышления и личным мнениям: 2) Д. есть истина,
относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического
или созерцательного учения, учения веры, чем он отличается от правил
жизни или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения
божественного, Д. есть истина, определяемая и формулируемая церковью,
почему догматы обыкновенно наз. догматами церкви (ta thV ekklhsiaV
dogmata) или догматами церковными (ta ekklesiastika dogmata), и 4) Д.
есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для
христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви.
Н. Б.
|