из Абдер (род.
около 470, ум. около 380 до Р. Хр.) обучался
философии у Левкиппа, о котором не сохранилось почти никаких сведений.
Путешествовал для пополнения образования в течение пяти лет; был в
Египте, Персии; в Афинах был недолго. Пользовался уважением сограждан.
Аристотель упоминает о нем тоже всегда с уважением. По разностороннему и
обширному знанию в Д. можно видеть предшественника Аристотеля.
Подробности его биографии неизвестны. До нас дошли значительные отрывки
его соч. физического и нравственного содержания; они собраны Муллахом в
его I томе "Fragmenta philosophorum
gr.". Д. - основатель атомизма,
возникшего главным образом под влиянием философии элеатов. Элеаты
отрицали множественность и движение, ибо они немыслимы без пустого
пространства. Левкипп и Д., признавая явления, т. е. множественность и
движение, должны были признать реальность и небытие, т. е. пустоты.
Бытие не едино, а состоит из бесчисленного множества неделимых и
незримых тел, атомов, движущихся в пространстве. Возникновение и
уничтожение есть не что иное, как соединение и разъединение атомов;
следовательно, строго говоря, нет ни возникновения, ни уничтожения;
бытие вечно, а множественность его происходит от того, что пустота
разделяет бытие на незримые частички. Атомы определяются Д. всеми
атрибутами, которые элеаты приписывали бытию: они вечны, т. е. не
возникли и не уничтожатся; они вполне заполняют собой пространство, т.
е. в самом атоме нет уже пустоты; они неделимы, а потому и неизменяемы;
они просты и однородны по составу - следовательно, все их различие
сводится к количественным моментам, а качественных различий нет.
Количественные различия могут быть троякие: по форме, величине и
распорядку. По форме атомы бесконечно разнообразны. Различие величины
определяет различие веса, который прямо пропорционален величине. Пустое
пространство безгранично; оно охватывает атомы, разделяет их и образует
конечные предметы. Возникновение и уничтожение предметов объясняется
чисто механически, равно как и взаимодействие их; оно сводится к толчку
и давлению. Действие на расстоянии атомистика объясняет истечениями. В
предметах Д. различал первичные качества от вторичных, субъективных
(напр. тепло и холод). Любопытно, что Теофраст делает Д. по поводу этого
различения почти те же возражения, какие Беркли делал Локку. Атомы,
находясь в безграничном пространстве, должны, благодаря своей тяжести,
вечно падать (под тяжестью древние разумели свойство тела, в силу
которого оно по необходимости падает вниз, ежели к тому нет механических
препятствий). Падение это совершается по отвесной линии. От этого
первоначального движения Д. отличает другое, происходящее от того, что
атомы, различные по величине и, следовательно, весу, падают с различной
скоростью (ошибочность этого допущения указал уже Аристотель),
следовательно нагоняют друг друга и, благодаря толчкам, должны вызывать
вращательное движение некоторых атомных масс. Этим вращательным
движением образуются конечные предметы, а именно шарообразные тела, т.
е. миры. Атомы в различных местах безграничного пространства образуют
несчетное множество разнообразных миров. Эти миры не вечны; они
образовались соединением атомов, разъединение атомов их уничтожает;
последнее может случиться путем столкновения большей мировой системы с
меньшей. Атомы, при образовании мировой системы, подлежат неизменному
механическому порядку и подчинены тому, что с необходимостью проистекает
из их свойств. Все в мире совершается с необходимостью; нет места
случайности. При вращательном движении атомов в центре оказались более
тяжелые, из которых образуется земля, на периферии - те, из которых
образовались небо, огонь и воздух. Ветер своим напором выдавливает
легчайшие частички, которые и образуют воду. Астрономические
представления Д. не очень возвышаются над общепринятыми в его время в
Греции и значительно уступают пифагорейским; кажется, что Анаксагор имел
значительное влияние на астрономические теории атомистов. Д.
рассматривал органическую природу, и в особенности человека, как со
стороны физиологической, так и психологической. Душу Д. представлял себе
в форме атома, которым можно объяснить особенности душевной жизни.
Главнейшая из них - движение; душа, производящая движение, должна сама
быть подвижной, т. е. душу следует себе представлять в форме круглых,
огненных атомов. Мышление тоже есть движение. Дыхание вводит в нас,
вместе с воздухом, новые огненные атомы, которые заменяют собой
потраченные атомы души; поэтому прекращение дыхания вызывает смерть.
Душа - самое существенное в человеке, и Д. советует заботиться о ней
более, чем о теле. Все предметы одушевлены; душа, наполняющая весь мир,
и есть божество, но это божество подчинено механическим законам, подобно
всем предметам, и качественно не отличается от материального бытия.
Особенное внимание Д. обратил на объяснение мышления. Ощущения возникают
под влиянием внешних толчков и сами суть не что иное, как движения. Все
виды ощущений дифференцировались из осязания. От предмета исходят токи,
которые, путем пяти органов чувств, вызывают в теле представления.
Зрительные ощущения, напр., образуются тем путем, что от предметов
отделяются изображения их, которые попадают в глаза и оттуда уже во
внутренние части тела. Посредником является воздух, который и нарушает
ясность изображения. Мышление - такой же материальный процесс, как и
ощущение; но первому Д. дает предпочтение перед последним. Сущность
вещей мы познаем не ощущениями, а мышлением; атомы находит мышление, а
не ощущение. Д. жалуется на ограниченность и трудность познания, но вся
его система чисто догматическая, и поэтому весьма неправильно видеть в
нем скептика. Из этических отрывков Д. мы можем заключить, что основные
положения греческого нравственного миросозерцания положены уже Д.:
напр., он на человека смотрит как на существо исключительно разумное (не
волевое), видит в знании сущность добродетели. Эти воззрения развиты
Сократом, Платоном и Аристотелем. Цель жизни Д. видит в блаженстве, но
блаженство определяет как внутреннее спокойное состояние души,
независимое от внешних благ. Наслаждение и страдание - мерило полезного
и вредного; но полезное не отожествляется ни с чувственным наслаждением,
ни с внешними благами. На брак Д. смотрит скептически, дружбу высоко
ценит; с него начинается ряд исследований о дружбе, которыми может
гордиться греческ. этика. На государство Д. смотрит, подобно другим
греч. философам, как на единство, долженствующее поглотить индивидуум.
На греческую мифологию Д. смотрел как на порождение фантазии;
возникновение религии он объяснял себе сильным впечатлением, которое
должны были производить на человека некоторые явления природы. Д.
допускал существование существ высших по организации, чем человек, и их
влиянием объяснял пророческие сны и т. п. Д. был первым последовательным
материалистом; его система была переработана Эпикуром, нарушившим
строгую логичность мышления Д. Современный материализм прибавил мало
принципиально нового к положениям Д. Ср. Zeller, "D.
Philosophie der
Griechen" (5 изд. Лпц., 1892); кн. С. Трубецкой,
"Метафизика в древн.
Греции". Специальная литература приведена у Целлера. Об этических
отрывках см. статью Радлова в "Вопр. философии и психологии", кн. 12.
Э. Радлов.
|