- в широком
значении слова, всякое художественное украшение
предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать - производить
художественное украшение, и прилагательное декоративный, применяемое, на
языке архитектуры, в противоположность к термину "конструктивный", ко
всему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, не
обусловливается требованиями механики и практическими целями, но служит
единственно к приданию постройке изящнейшего вида. Д. здания должна
соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а,
напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотою.
Различают два рода Д.: "активную, чисто-архитектоническую, состоящую в
изящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся,
напр., карнизы, консоли, тяги, лопатки и т. п., и пассивную,
чисто-орнаментальную, прибегающую для оживления и уразноображения стен,
потолков и пр. к пособию пластики и живописи. С древних времен важное
значение получила декоративная живопись, составляющая особую отрасль
искусства, в истории которого ее развитие следовало за движением
станковой живописи, живописи картин. К ней относят иногда такие же
произведения, какие доставляет эта последняя, если только они исполнены
на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальною целью
(стенная и плафонная живопись, фрески); но, главным образом, элемент ее
составляют орнаменты в строгом смысле слова, т. е. красивые комбинации
геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного
царства, офантазированных или неизмененных (напр. роспись стен в домах
Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в
Ватикане и т. п.). Мотивы декорат. живописи изменялись в зависимости от
исторического хода культуры и искусства у разных народов, от вкуса и
архитектурного стиля, господствовавших в данное время. У французов вошло
недавно в употребление название: декоративное искусство (l'art
decoratif), для разных отраслей ремесленных производств, нуждающихся в
помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев,
стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других
предметов роскоши и комфорта, - словом, для всего того, что у немцев
принято называть Kleinkunste или Kunstgewerbe, а у нас - прикладным
искусством или художественною промышленностью.
Слово Д. всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей
театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором
происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные Д.
представляют, по большей части, либо пейзажи, либо перспективные виды
улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на
холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами.
Главные составные части каждой театральной Д. - завеса и кулисы. Первая
вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину и изображает все
то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем
плане; кулисы же суть куски полотна более узкие, в сравнении с завесой,
натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим
образом; они помещаются по бокам сцены, в два, три и несколько рядов,
одна за другой и представляют более близкие предметы, напр. деревья,
скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением Д. служат
поддуги - куски полотна, протянутые вверху чрез всю сцену и изображающие
куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также
пратикабли - различные замаскированные расписанным полотном деревянные
подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, напр.,
камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д. Художник,
занимающийся исполнением театральных декораций и называемый декоратором,
должен обладать, сверх подготовки, необходимой для живописца вообще,
некоторыми специальными познаниями: ему необходимо в совершенстве знать
правила линейной и воздушной перспективы, усвоить себе весьма широкий
прием письма, уметь приспособлять свой колорит к огненному освещению,
при котором обыкновенно происходят сценические представления, и вообще
рассчитывать на то, чтобы в результате его труда получалась живописная
обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая ей своею излишнею
простотою или вычурностью, но способствующая силе и цельности
впечатления, производимого ею на зрителя. Сочинив эскизный рисунок Д.,
декоратор изготовляет для нее так назыв. макет, т. е. миниатюрное
подобие сцены, с картонными завесой, кулисами и прочими
принадлежностями, дабы по этой модели можно было заранее судить об
эффекте будущего произведения. Приступая после того к исполнению самой
декорации, он натягивает холст завесы в горизонтальном положении на полу
своей мастерской, переводит на него (углем, или особого рода чернилами)
рисунок эскиза в увеличенном виде помощью разбития его на квадраты и,
наконец, принимается за письмо красками. Точно также поступает он и при
исполнении кулис и прочих частей Д. Палитру заменяет ему ящик с банками
различных, разведенных на клею, красок; для письма служат более или
менее крупные, сделанные из щетины кисти с длинными рукоятками. Во время
работы он то и дело прерывает ее, чтобы подняться на галерею, устроенную
в мастерской на некоторой высоте от пола, и взглянуть оттуда на
написанное. Трудится он обыкновенно не один, а вместе со своими
учениками и помощниками, которым поручает подготовку и второстепенные
части работы. Сценические представления обставлялись Д-ми еще у древних
греков (сценография). Как на одного из старейших декораторов, известных
в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460 - 420
гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде
всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и
другим странам. Из итaлиaнcк. декораторов, в XVIII ст., особенно
прославился Дж. Сервандони, работавший для королевской оперы в Париже.
Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам. Среди
них, в конце прошедшего столетия, выказал замечательное дарование
театральный живописец Боке; знаменитые Ватто и Буше не гнушались
отрываться от исполнения своих картин для того, чтобы писать для сцены.
Затем, между французскими декораторами более близкого к нам времени,
пользовались громкою известностью Деготти, Сисери, ученики последнего
Сешан, Деплешен, Фешер и Камбон, Шаперон, Тьерри, Рюбе, и Шере.
Выдающимися декораторами в Германии были Шинкель, К. Гропиус,
онемечившиеся итальянцы Квальо (Доменико, его брат Симон и сын Анджело)
и И. Гофман. В России потребностям императ. театров удовлетворяли
вначале приезжие декораторы-италианцы - А. Перезинноти, Кваренги,
Канопи, Гонзага, а потом, в царствование имп. Николая I, немецкие
художники А. Роллер, К. Вагнер и др.; только в последние десятилетия
декорационная живопись вступила у нас на путь самостоятельности,
благодаря таким даровитым мастерам, как М. И. Бочаров и М. А. Шишков, и
учреждению при нашей акд. худож. особого класса для изучения этой
отрасли искусства.
А. С-в.
|