прав человека и
гражданина (declaration des droits de
l'homme et du citoyen). Уже в наказах 1789 г. встречается требование
чтобы во Франции была издана Д. прав, причем, конечно, имелся в виду
пример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Д. и
первый ее проект (12 июля 1789 г.) принадлежали Лафайету, а за ним
представил свой проект и Сиейс (20 июля). Национальное собрание решило 4
авг., перед знаменитым ночным заседанием, поставить во главе конституции
торжественное объявление о правах человека и гражданина, а 12 авг.
поручило выработку ее текста особой комиссии. По докладу Мирабо, 26 авг.
собрание приняло Д., которая потом и была поставлена впереди конституции
1791 г. Ее текст состоит из краткого введения, в котором заявляется, что
единственными причинами общественных бедствий и порчи правительств
являются незнание, забвение или презрение естественных, священных и
неотчуждаемых прав человека, и из 17 статей, заключающих в себе, главным
образом, две основные идеи политической философии естественного права -
идею индивидуальной свободы и идею народовластия. Все люди свободны и
равны в правах. Цель общества - сохранение прав личности (свободы,
собственности, безопасности и сопротивления угнетению). Верховная власть
принадлежит нации. Закон есть выражение общей воли; участвовать в
издании законов имеют право все граждане, лично или через
представителей. Все граждане равны перед законом. Особые статьи (7 - 12)
обеспечивали личную неприкосновенность, судебные гарантии личности,
свободу совести и мысли, свободу слова и печати. Публичная сила
существует для счастья всех, а не для личной выгоды тех, кому она
вверена. Налоги, необходимые для ее содержания, должны быть распределены
равномерно; граждане имеют право сами, чрез своих представителей,
определять их размер и способ взимания. Общество имеет право требовать
отчета у своих агентов. "Общество, в котором не обеспечена гарантия прав
и не установлено разделения властей, не имеет конституции". Никто не
может быть лишаем собственности, кроме случаев общественной надобности,
законно засвидетельствованной, и лишь под условием вознаграждения.
Таково, вкратце, содержание Д., принципы которой легли в основу целого
ряда постановлений публичного и частного права, созданного французской
революцией. В свое время Д. прав была предметом как восторженных похвал
и резких нападок, так и более спокойной критики; и теперь она обращает
на себя большое внимание историков (см. статью М. М. Ковалевского в
"Юрид. Вестнике" за 1889 г.). Когда, после падения монархии и отмены
конституции 1791 г., национальный конвент озаботился составлением новой,
республиканской конституции, то Д. прав составила существенную часть и
жирондистского проекта конституции, и якобинской конституции 1793 г., и
так наз. конституции III (1795) года. И жирондисты, и якобинцы внесли в
свои Д. новую черту, которой не было в Д. учредительного собрания. Это -
принцип, которым на общество возлагается обязанность помощи неимущим,
посредством доставления работы или пропитания, и обязанность
содействовать образованию всех своих членов. В остальном обе Д. мало чем
отличались от первой; в них только сильнее подчеркнуты безграничное
верховенство нации и право сопротивления угнетению, которое превращалось
здесь прямо в право возмущения (insurrection). Когда после падения
Робеспьера началась реакция, она сказалась и на содержании Д.,
предпосланной конституции III года. Из новой Д. было выключено право
сопротивления, и к Д. прав прибавлена была Д. обязанностей (decl. des
devoirs). Прибавлено было еще, что верховная власть принадлежит всей
совокупности граждан и что частные их соединения не имеют права
присваивать себе всей верховной власти. Мысль о Д. обязанностей
высказывалась еще в авг. 1789 г.; но тогда вопрос об этом был отложен.
Обязанности, изложенные в Д. III г., имеют чисто моральный характер;
особенно выдвигается вперед требование подчинения законам и законным
властям и поддержания собственности, как основы всего общественного
порядка. В общем и Д. III г. сохранила принципы индивидуальной свободы и
народовластия. В конституции VIII (1799) года, передавшей власть
Наполеону Бонапарте, нет уже попытки формулировать права человека и
гражданина в том смысле, как это делалось в конституциях 1791, 1793 и
1795 гг. Историческое значение этих Д. заключается в стремлении дать
законодательную санкцию самым важным принципам политической философии
естественного права, произведшей такой крупный переворот в политических
взглядах и отношениях новейшего времени. Тексты Д. можно найти в любом
сборнике франц. конституций (Helie, Tripier, Laferriere и т. п.; рус.
пер. первой Д. на стр. 520 - 522 третьего тома "Ист. Зап. Евр. в новое
время", Н. Кареева), кроме жирондистской Д., которую см. у
Buchez et
Roux, "Hist. parlementaire de la rev. franс."
(XXIV, 106 и след.).
Н. К.
|