(Максим
Созонтович) - замечательный композитор
православной церковной музыки, род. 16 окт. 1745 г. в г. Глухове
Черниговской губ. Судьба его полна глубокого трагизма. Воспитанник
киевской духовной академии, Б., по приезде в Петербург, был определен,
благодаря своему прекрасному голосу, в придворную певческую капеллу, где
изучал музыку у Цопписа. В то время, при дворе императрицы Елисаветы,
давались представления итальянской оперы, в которых наряду с другими
певчими капеллы принимал участие и Б. Как даровитый юноша, уже в ту пору
обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным талантом
(Березовский отлично играл на скрипке), он обратил на себя общее
внимание. В 1764 г. на 20 году своей жизни, Березовский был послан в
Италию, в знаменитую болонскую академию, где занимался под руководством
не менее знаменитого профессора Мартини Старшего. Господствовавшие в
этой академии хорошие музыкальные традиции оказали самое благотворное
влияние на развитие таланта Б., что не замедлило отразиться на его
сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем. Дарование
Б. и его музыкальные успехи доставили ему популярность в Италии. Б.
удостоился неслыханных в то время для чужеземца почестей и отличий.
Многие музыкальные академии в Италии избрали Б. своим почетным членом, а
болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске
и удостоила титула почетного академика. К этому же периоду времени
относится и его опера "Демофон", написанная на текст Метастазы, для
театра в г. Ливорно, в гавани которого тогда стоял руссюй флот под
начальством графа Орлова; с ним Б. и пришлось позднее вернуться в
Россию. Опера Б. имела огромный успех и приводила в восторг всех
знатоков и знаменитых музыкантов того времени. Живя в Италии и скучая по
родине, Б. посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения. Известный
знаток церковной музыки о. Разумовский, в своей книге "Церковное пение в
России " (Москва, 1867), указывает на следующие из них: "Литургию",
концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу"; "Милость и суд
воспою тебе Господи". "Причастный" и проч. - Все эти произведения Б.
отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном
отношении превосходны. Сочинения Б., присылавшиеся им из заграницы, были
не только приняты и разучены,. но и исполнены в присутствии тогдашнего
Двора, так что имя Б. сделалось с тех. пор известным всей России.
Концерты Б. разучивались всеми любителями церковного пения. Но
печальнейшее разочарование ждало Б., когда он, в 1774 г., после 9 и
летнего пребывания заграницей, возвратился вместе с графом Орловым на
родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что его блестящее
дарование создаст ему соответствующее положение и глубоко ошибся в своих
рассчетах. Петербург кишел в то время массою пришлых и зачастую
бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную между собою
клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому
истинному таланту, но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого
опасного соперника, который мог стать ей поперек пути. По приезде в
Петербург, Б. был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста
многим высоко поставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один
- князь Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора, и тут
же предложивший ему место директора будущей музыкальной академии,
которую Потемкин предполагал основать в Кременчуге. В ожидании же
обещанных благ, Б. определили в капеллу без всякой должности, так как
все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Эта неудача не
ослабила, однако, творческой деятельности Б., он продолжал много и
упорно работать. К несчастью для русского искусства и еще более для
самого Б., князь Потемкин, как это нередко с ним случалось, забыл не
только о Б., но и о самой академии. Это обстоятельство имело роковое
значение для Б. Отчаявшись получить соответствующее его таланту и
знаниям место или хотя бы повышение в должности, он впал в мрачную
тоску. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие
неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкою, и в одном из
припадков тяжкой болезни покончил жизнь самоубийством, перерезав себе
горло, от чего и скончался 22 марта того же года.
Как композитор духовной музыки, Б., вместе с Веделем, является
представителем нового направления в партесном пении. В своих сочинениях
он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время
многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для
православной церкви, и не думали, ни мало не заботясь ни только о
правильном произношении слов, но нередко даже вовсе не зная русского
языка. Этим то строгим соответствием музыки с текстом и замечательны
произведения Б.; им же объясняется и то умилительное впечатление, какое
производит музыка Б. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи
- соединения простоты и изящества. Из многочисленных сочинений Берез.,
оставшихся в рукописях и хранящихся у многих любителей, только два
сочинения, и то спустя 60 лет со дня его смерти, были изданы придворною
капеллою, это: "Верую" и классически концерт. "Не отвержи мене во время
старости". Все они были написаны для больших, правильно организованных
хоров, и имели в свое время громадный успех. Из духовных произведений
Б., кроме двух поименованных, наибольшею известностью пользуются еще
семнадцать концертов.
Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова,
"Очерк истории музыки в России" (приложение к "Руководству к изучению
музыки" Аррея фон Доммера, перевод с немецкого А. Желябужской, Москва,
изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский, "Церковное пение в России"
(Москва, 1867); Н.А. Лебедева, "Березовский и Бортнянский, как
композиторы церковного пения" (Спб., 1882); Л. Саккети, "Очерк всеобщей
истории музыки" (Спб., 1883, изд. В. Бесселя и Ко); Стаффорда, "История
музыки" в переводе Е. Воронова, (Спб.,
1838); Fetis, "Biographie
universelle des musiciens" (Париж, 1860).