Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Бepезoвский

(Максим   Созонтович)   -   замечательный    композитор
православной церковной музыки,  род.  16  окт.  1745  г.  в  г.  Глухове
Черниговской губ.  Судьба  его  полна  глубокого  трагизма.  Воспитанник
киевской духовной академии, Б., по приезде в Петербург,  был  определен,
благодаря своему прекрасному голосу, в придворную певческую капеллу, где
изучал музыку у Цопписа. В то время, при  дворе  императрицы  Елисаветы,
давались представления итальянской оперы, в  которых  наряду  с  другими
певчими капеллы принимал участие и Б. Как даровитый юноша, уже в ту пору
обладавший выдающимися способностями к композиции и виртуозным  талантом
(Березовский отлично  играл  на  скрипке),  он  обратил  на  себя  общее
внимание. В 1764 г. на 20 году своей жизни,  Березовский  был  послан  в
Италию, в знаменитую болонскую академию, где занимался под  руководством
не менее знаменитого профессора  Мартини  Старшего.  Господствовавшие  в
этой академии хорошие музыкальные традиции  оказали  самое  благотворное
влияние на развитие таланта Б.,  что  не  замедлило  отразиться  на  его
сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем. Дарование
Б. и его музыкальные успехи доставили  ему  популярность  в  Италии.  Б.
удостоился неслыханных в то время  для  чужеземца  почестей  и  отличий.
Многие музыкальные академии в Италии избрали Б. своим почетным членом, а
болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной  доске
и удостоила титула почетного  академика.  К  этому  же  периоду  времени
относится и его опера "Демофон",  написанная  на  текст  Метастазы,  для
театра в г. Ливорно, в гавани  которого  тогда  стоял  руссюй  флот  под
начальством графа Орлова; с  ним  Б.  и  пришлось  позднее  вернуться  в
Россию. Опера Б.  имела  огромный  успех  и  приводила  в  восторг  всех
знатоков и знаменитых музыкантов того времени. Живя в Италии и скучая по
родине, Б. посылал оттуда в Россию свои лучшие  произведения.  Известный
знаток церковной музыки о. Разумовский, в своей книге "Церковное пение в
России " (Москва, 1867), указывает  на  следующие  из  них:  "Литургию",
концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в  вышних  Богу";  "Милость  и  суд
воспою тебе Господи". "Причастный" и проч. -  Все  эти  произведения  Б.
отличаются  простотою,  доступностью,  изяществом  и  в   художественном
отношении превосходны. Сочинения Б., присылавшиеся им из заграницы, были
не только приняты и разучены,. но и исполнены в  присутствии  тогдашнего
Двора, так что имя Б.  сделалось  с  тех.  пор  известным  всей  России.
Концерты  Б.  разучивались  всеми  любителями   церковного   пения.   Но
печальнейшее разочарование ждало Б., когда он, в  1774  г.,  после  9  и
летнего пребывания заграницей, возвратился вместе с  графом  Орловым  на
родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что  его  блестящее
дарование создаст ему соответствующее положение и глубоко ошибся в своих
рассчетах.  Петербург  кишел  в  то  время  массою  пришлых  и  зачастую
бездарных любимцев, составлявших, однако, тесно сплоченную  между  собою
клику, относившуюся не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому
истинному таланту, но  и  старавшуюся  удалить  или  уничтожить  всякого
опасного соперника, который мог стать ей  поперек  пути.  По  приезде  в

 
Петербург, Б. был вскоре  представлен  в  качестве  знаменитого  артиста
многим высоко поставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один
- князь Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора,  и  тут
же  предложивший  ему  место  директора  будущей  музыкальной  академии,

 
которую Потемкин  предполагал  основать  в  Кременчуге.  В  ожидании  же
обещанных благ, Б. определили в капеллу без всякой  должности,  так  как
все высшие и лучшие места были  в  руках  иностранцев.  Эта  неудача  не
ослабила, однако, творческой  деятельности  Б.,  он  продолжал  много  и
упорно работать. К несчастью для русского  искусства  и  еще  более  для
самого Б., князь Потемкин, как это нередко с  ним  случалось,  забыл  не
только о Б., но и о самой академии.  Это  обстоятельство  имело  роковое
значение для  Б.  Отчаявшись  получить  соответствующее  его  таланту  и
знаниям место или хотя бы повышение  в  должности,  он  впал  в  мрачную
тоску.  Оскорбленный,  униженный,  терпя  бедность,  нужду  и  всяческие
неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкою, и  в  одном  из
припадков тяжкой болезни покончил жизнь  самоубийством,  перерезав  себе
горло, от чего и скончался 22 марта того же года.
   Как композитор  духовной  музыки,  Б.,  вместе  с  Веделем,  является
представителем нового направления в партесном пении. В своих  сочинениях
он стремился к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то  время
многие   итальянские   композиторы,   писавшие   духовную   музыку   для
православной церкви, и не думали,  ни  мало  не  заботясь  ни  только  о
правильном произношении слов, но нередко даже  вовсе  не  зная  русского
языка. Этим то строгим соответствием музыки  с  текстом  и  замечательны
произведения Б.; им же объясняется и то умилительное впечатление,  какое
производит музыка Б. Вместе с тем он достиг разрешения труднейшей задачи
- соединения простоты и изящества. Из многочисленных  сочинений  Берез.,
оставшихся в рукописях и  хранящихся  у  многих  любителей,  только  два
сочинения, и то спустя 60 лет со дня его смерти, были изданы  придворною
капеллою, это: "Верую" и классически концерт. "Не отвержи мене во  время
старости". Все они были написаны для больших,  правильно  организованных
хоров, и имели в свое время громадный успех.  Из  духовных  произведений
Б., кроме двух поименованных,  наибольшею  известностью  пользуются  еще
семнадцать концертов.
 
   Сведения о Березовском можно найти в следующих сочинениях: З. Дурова,
"Очерк истории музыки в России" (приложение к  "Руководству  к  изучению
музыки" Аррея фон Доммера, перевод с немецкого А.  Желябужской,  Москва,
изд. П. Юргенсона, 1884 г.); о. Разумовский, "Церковное пение в  России"
(Москва,  1867);  Н.А.  Лебедева,  "Березовский   и   Бортнянский,   как
композиторы церковного пения" (Спб., 1882); Л. Саккети, "Очерк  всеобщей
истории музыки" (Спб., 1883, изд. В. Бесселя и Ко); Стаффорда,  "История
музыки"  в  переводе  Е.  Воронова,  (Спб.,  1838);  Fetis,  "Biographie
universelle des musiciens" (
Париж, 1860).
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz