(греч.)-так
называется всякая погрешность против
хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и
применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое либо
впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным
незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее
время какого либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего
более позднему времени. Так у Шекспира в его "Юлие Цезаре" башенные часы
бьют три часа, а Шиллер в своем "Пикколомини" говорит о громоотводе,
хотя последний изобретен лишь в XVIII столетии. В большей степени
современная историческая и эстетическая критика осуждает поэтические
произведения, которые, изображая с педантическою точностью внешнюю жизнь
минувших времен, переносят в нее все духовное развитие и образ мыслей
нынешних времен. Этим недостатком страдает вся старая французская
псевдоклассическая трагедия, а равно и многие исторические романы. Иначе
должны быть рассматриваемы А., встречающиеся в народной поэзии и в
поэтических произведениях средних веков. В народном эпосе А. нередко
является сознательно примененным характерным признаком. Здесь Ахиллес
остается постоянно юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение
нескольких веков Рустем в персидских, Марко в сербских героических
сказаниях разделяют судьбу своих народов, не стареясь и постоянно
оставаясь в непреклонной мужественной силе. Точно также средние века
представляли весь свет лишь с точки зрения своего времени, и
стихотворный обработки античных тем, как напр. "Энеида" Генриха фон
Фельдеке и повествование о подвигах Александра Великого священника
Ламирехта, описывают обычаи, современные авторам этих произведений и
изображают действующих лиц в средневековом одеянии, не имевшем ничего
общего с описываемою эпохою. Равным образом и художники средних веков и
эпохи возрождения в своих картинах рядом с изображением Христа и Святых
нередко со всею прелестью наивной искренности помещали рыцарей, города и
замки своего времени.
|