(греч.), т. е.
удалившиеся от мира, отшельники, пустынники;
так наз. люди, живущие в уединенных и пустынных местностях, по
возможности чуждаясь всякого общения с другими. Хотя уже в первые два
столетия нашего летосчисления христиане устранялись от языческих
празднеств и удовольствий, но только в конце III и в начале IV столетий
появились отшельники в настоящем значении этого слова, которые,
вследствие жестоких преследований или же презрения ко всему земному,
стали искать уединения. В начале IV века около таких отшельников или
отцов пустыни стали собираться (первоначально в Египте) ученики и
сотоварищи и вести под их руководством аскетически образ жизни. Когда
Афанасий в 356 г. удалился в Ливийскую пустыню, он нашел ее уже
заселенною многочисленными пустынниками. Идеальный образ такого
отшельника начертали Иероним в житии Павла биванского и Афанасий, в
житии святого Антония. Последний считается отцом настоящего монашества.
Существует сказание, что его ученик Иларион ввел этот уединенный образ
жизни в Палестине, а Евстафий в Армении и Малой Азии. Вскоре
замечательнейшие учителя церкви стали поощрять такой образ жизни и
привили его и на западе. Но вскоре, когда А. стал осаждать народ,
искавший их советов, утешения в несчастиях и благословения больных и
детей, они принуждены были отказаться от первоначального намерения
совершенно устраниться от мира. Некоторые А. подвергали свою грешную
плоть ужасным мучениям, обременяли себя цепями, железными кольцами и т.
п. веригами, уединялись почти в необитаемые местности, пещеры,
отказывали себе в необходимом пропитании и одежде, или же, принимая
самые неестественный позы, оставались в них в продолжение многих лет.
Однако, подобные подвиги анахоретства стали постепенно исчезать, так как
церковь вскоре предпочла более мягкую форму отшельничества, именно -
общежитие "кеновитов" или монахов. Впрочем все вообще восточные религии,
не исключая даже еврейства, представляют подобные явления.
|