Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Верстовский

Алексей  Николаевич,  один  из  талантливейших  и  весьма
известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ.,
в  имении  отца.  Он  рано  обнаружил  музыкальные  способности,  и  как
исполнитель, и как  компознтор.  Считаясь  лучшим  учеником  Фильда,  В.
нередко выступал  в  концертах.  Семнадцати  лет  он  сочинил  музыку  к
водевилям:   "Бабушкины   попугаи",   "Карантин",   "Станислав"   и,   в
сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю  "Новая  шалость".  Музыка
оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом,
В. взялся за более обширные  сочинения  и  написал  три  оперы-водевиля:
"Проситель", "Пастушка" и "Старушка волшебница". В этот юношеский период
им  написана  также  музыка  к  стихам  Жуковского:  "Гезиод  и   Омир",
"Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина: "Слыхали ль  вы"
и "Черная шаль". Эти неболыния  вокальные  произведения  пользовались  в
свое время  огромным  успехом.  Кроме  того,  в  это  время  он  написал
несколько нумеров духовной и балетной музыки.  Опера  "Пан  Твардовский"
(1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором
талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета.  Опера
эта была поставлена в Москве,  на  сцене  петровского  театра.  Либретто
написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской  легенды.
Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной  оперы,
был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии,  многие  отрывки
из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества.  Их  распевали
всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор
"Мы живем среди полей  и  лесов  дремучих".  Опера  эта  проникнута  тем
фантастическим романтизмом, который  господствовал  тогда  на  Западе  и
пересажен на  русскую  почву  Жуковским.  Музыка  указывает  на  сильное
влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере - куплетная.  Настоящий
драматически музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Чрез  четыре
года, в 1832 году, в том же театре  была  поставлена  вторая  опера  В.:
"Вадим или двенадцать спящих дев", на тексты Шевырева. Эта опера по типу
сходна с предыдущей, хотя немного слабее  ее.  Апогея  славы  В.  достиг
своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г.  После  Фомина,
композитора екатерининских времен, В. является  в  "Аскольдовой  могиле"
одним из первых пионеров в деле создания национальной  русской  оперы  и
предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно  в  том,  что  он
стремился к национальной опере, при условиях, указывавших,  по-видимому,
на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами,
для которых  брали  музыку  известных  западных  композиторов,  народной
песни, оперы итальянских, французских и  немецких  композиторов  -  всем
этим  вполне  удовлетворялись  музыкальные  потребности  современной  В.
публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в
"Аскольдовой могиле",  В.  явился  не  компилятором,  а  самостоятельным
талантом. Хор: "Гой ты Днепр",  ария  "В  старину  живали  деды",  песни
торопки: "Уж как веет ветерок",  "Близко  города  Славянска",  "Заходили
чарочки по столику" вошли, по  своему  русскому  характеру,  в  народный
репертуар. Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила",  можно
сравнить только с тем, который  вызвала  вскоре  после  того  "Жизнь  за
Царя". В "Аскольдовой могиде" нет сплошного местного колорита. На ряду с
русской или общеславянской музыкой  встречаются  сцены  в  полунемецком,
полуитальянском  оперном  жанре;  оркестровка  очень  слаба   и   лишена
симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают
"Аскольдовой могиле" несомненное значение  в  истории  развития  русской
оперы. Следующая оперы В. обнаруживают постепенный упадок  его  таланта.

 
"Тоска по родине", с текстом Загоскина, поставленная в  1839  г.,  имела
еще успех, благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон на яву",  с
текстом  князя  Шаховского,  потерпела  неудачу.  Последняя  опера   В.:
"Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжении нескольких лет в
репертуаре; по музыкальным достоинствам  она  немного  выше  предыдущей.
Между двумя последними операми, В.  перевел  с  французского  пьесу  "Le
mariage  extravagant",  названную   им   "Дом   сумашедших".   Пользуясь
уважением, как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен  в
1860 году директором московских театров; в этой должности  он  оставался
до своей смерти (17 ноября 1862 г.).  В  1827  -  1828  гг.  Верстовский
издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не  только  в  Москве  и
Петербурге, но и на провинциальных оперных  сценах.  Ср.  статью  А.  Н.
Серова:  "Bepстовский   и   его   значение   для   русского   искусства"
("Иллюстрация" 1862, ь250).
   Н. Соловьев 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz