Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Исландские саги

- стали записываться в мирные годы, последовавшие  за
переменою веры (1002),  когда  дела  героев  прошлого  еще  хранились  в
народной  памяти.  Предварительно  они  путем  устной  передачи   успели
приобрести известную стереотипную форму, которая сделалась  обязательною
и для позднейших авторов. В  собирании  саг  можно  различить  несколько
периодов: с 1140 г.  по  1220  г.  они  записывались  отдельно,  главным
образом для облегчения туземных рапсодов; затем они стали издаваться для
читающего  общества,  соединяться  (1220  -  1260),   переделываться   и
расширяться в объеме (1260  -  1300)  и  наконец  собираться  в  большие
рукописные сборники (XIV в.). К  мифическим  сагам  принадлежит  большое
количество тех, в которых сказания  о  богах  являются  переделанными  в
рассказы о героях давней поры. Такова  знаменитая  "Вёльсунга"  -  сага,
представляющая много общего с мифом Нибелунгов; сага Рагнара Лодброка  -
отражение в народной памяти великого переселения народов; саги о  первых
конунгах  Дании  и   Швеции,   знаменитая   "Fridhthiofs-Saga"   и   др.
Полуисторические  саги  напоминают  романы,  но  рассказывают   истинные
события, обыкновенно  маловажные;  особенно  часто  излагают  они  жизнь
известных скальдов-авантюристов (саги Гуннлауга, Эгиля, Кормака  и  др.)
Особенно много этих саг стало появляться с  XII  в.,  после  изобретения
(вернее - усовершенствования) алфавита Т'ороддом и Ари Фрод'и. Благодаря
этому  алфавиту,  развилась  и  И.  историческая  сага  -  лучшее,   что
представляет И.  проза.  Первый  И.  историк,  по  свидетельству  Снорри
Стурлесона - один из изобретателей латинско-И. алфавита,  свящ.  Арихинн
Фрод'и Т'оргильссон (умер 1148),  "Islendingabok"  которого,  в  кратком
хронологическом  очерке,  знакомит  с  важнейшими  эпохами   в   истории
Исландии.  Он  составил,  кроме  того,  книгу   скандинавских   конунгов
("Konungabok") от Инглингов до Гаральда Сигурдссона. Второй И. историк -
Сэмундр  хин  Фрод'и  Сигфуссон  (умер  1133),  много  путешествовавший,
посетивший и Рим, и  Францию;  ему  приписывается  "Книга  конунгов"  от
Гаральда Прекрасноволосого  до  Магнуса  Доброго.  Менее  схематического
содержания была "Hryggiar-Stykki" Эйрикра  Оддсона  (ок.  1150  г.),  из
которой сохранились лишь отрывки. Так называемое легендарное житие Олафа
(Olafs  saga  bins  helga)  и  Моркинскинна,  рассказывающая  о  королях
Норвегии до Сигурда Муннра, относятся ко второй половине XII в. В это же
время два монаха Т'ингейрского м-ря, Оддр (умер 1200) и  Гуннлауг  (умер
1219), написали, на латинском языке, каждый по  биографии  короля  Олафа
Триггвасона. В этом же монастыре был  аббатом  Карл  Ионсон,  написавший
(ок. 1184 г.) жизнеописание Сверри, со слов самого короля. К началу XIII
в. относятся "Фагрскинна" - рассказ  о  норвежских  королях,  "Оркейинга
сага", рассказывающая историю оркнейских ярдов до 1222 г.,  "Иомсвикинга
сага" - о морских разбойниках, Иомсборга на Балтийском море,  и  другие,
которыми воспользовался величайший из И. историков -  Снорри  Стурлусон,
сын  Стурды  Т'ордарсона  (род.  1178   г.,   убит   1241   г.),   автор
"Хеймскринглы", в которой изложена история норвежских королей, начиная с
отца богов Одина до Магнуса Эрлингссона.  После  Снорри  племянники  его
были носителями  И.  историографии.  Первый  из  них,  Олафр  Т'ордарсон
Хвитаскальд,   считается   составителем   саги   о    датских    королях
("Knyttlinga-Saga"). Второй, Стурда Т'ордарсон хин Фрод'и (1214 - 1284),
по поручению короля Магнуса Лагабэтира, написал историю отца его, Гакона
Гадонарсона. О следующих королях норвежских  уже  нет  саг,  кроме  двух
небольших отрывков из "Magnusar Saga Lagabaetis",  составителем  которой
также  был  Стурла.  Стурле  принадлежит   и   большая   часть   истории
могущественного рода Стурлунгов ("Sturlunga-Saga" или  "Islendinga  Saga
hin mikla"). С этой сагою родственна "Книга о поселениях" (Landnamabok),
где говорится об открытии о-ва,  о  первых  поселениях  на  нем,  даются
генеалогии и перечисляется до 4000 личных имен и более  1500  поселений.
Последний крупный историографический труд - сага  об  Олафе  Тригвассоне
("Olafs-Saga Tryggvasonar", приблизительно 1330  г.)  -  переработка,  с
массою дополнений, труда монаха Гуннлауга.  Шведской  историей  исландцы
мало занимались; стоит лишь упомянут малоисторическую  сагу  об  Ингваре
("Saga Ingvars hins Vidhforla"). После  Стурлы  Т'ордарсона  встречаются
лишь переработки существующих уже саг.  Падение  историографии  делается
особенно   заметным   в    предпочтении    романтических    авантюр    и
неправдоподобных легенд. Причиною этого упадка была  не  столько  черная
смерть, опустошившая о-в в 1350 и 1401 гг.,  сколько  потеря  свободы  и
пристрастие к произведениям средневековой романтики  (рыцарские  саги  -
"Riddara Sogur", -  переведенные  в  XIV  в.  по  приказанию  норвежских
королей), начавшим наводнять о-в с XIII в.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz