Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Ислам

(т.е. "предание себя" человеком Богу)  -  есть,  по  Мухаммеду,
открытое исповедание  возвещенной  им  религии.  Она  требовала  веры  в
единого  всемогущего   и   милосердного   Бога   (Аллах),   в   божеское
предопределение судеб и  поступков  людей,  в  избрание  Мухаммеда,  как
ниспосланного всему человечеству "по определению пророков", в  загробную
жизнь после смерти, в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в  аду,  в
воскресение мертвых и "страшный суд". Мухаммед,  в  первое  время  своей
деятельности называвший себя  воссоздателем  и  преобразователем  чистой
религии,  откровением  переданной  Аврааму,  выводил  свое   учение   из
священных книг Иудеев и христиан, о содержании которых он имел, впрочем,
самые смутные и превратные представления,  через  монахов  и  полуученых
иудеев;  он   распространял   мнение,   что   эти   книги,   в   которых
предвозвещалось  его  появление  и  призвание,  искажены   "обладателями
писания" (так называл он  иудеев  и  христиан);  он  требовал  признания
прежних откровений (тора, псалтирь, евангелие) и  веры  в  посланных  до
него пророков, от Адама до И. Христа. По  отношению  к  христианству  он
резко восставал против веры в божественность И. Христа, как Сына  Божия,
по отношению к иудейству - против обрядных  стеснений,  из  которых  он,
однако, заимствовал, вместе с некоторыми другими, запрещение употреблять
в пищу свинину, к чему прибавил еще запрещение вина. Учение Мухаммеда  о
вере и нравственных обязанностях развивалось постепенно  в  течение  его
деятельности. Между тем как учение  о  вере  пророк  преподал  в  первый
период ее, в Мекке; установление обрядностей относится большею частью ко
времени его пребывания в Медине.  В  последнем  отношении  сделаны  были
сначала некоторые уступки иудейским религиозным обрядам -  пост  в  10-й
день первого месяца, обращение к  Иерусалиму;  но  они,  ввиду  упорного
нежелания Иудеев поддержать  учение  Мухаммеда,  вскоре  были  отменены.
Основные обязанности, налагаемый И., следующие: 1) вера в  то,  что  нет
другого Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед  есть  посланный  Аллаха;  2)
пятикратное ежедневное совершение установленного  богослужения  (салат);
3) взнос в пользу  бедных  в  общественную  казну  (зекят);  4)  пост  в
продолжение месяца рамадана; 5) паломничество в  Мекку.  Одновременно  с
ритуальными обязанностями были установлены и некоторые сопровождавшие их
церемонии (омовение перед молитвою, призыв к молитве);  по  отношению  к
паломничеству были, в  общем,  сохранены  практиковавшиеся  в  языческие
времена обычаи, значение которых было, однако, изменено и истолковано  в
монотеистическом духе. Наряду с этими обязанностями требуется  борьба  с
неверными (джихад) и насильственное распространение И.  Мухаммед  считал
свою религию призванною быть достоянием  всего  человечества,  всемирной
религией, в себе самом он  видел  пророка  не  арабов  только,  а  всего
человечества. Для обращения  язычников  в  И.  надо  прибегать  к  самым
крайним мерам; отказываясь принять его, они  лишаются  права  на  жизнь;
"обладатели писания" (иудеи, христиане, перс. огнепоклонники в  сабейцы)
могут быть терпимы, если платят известный налог  (джизья).  Нравственное
учение И. основано на Иудейском и христианском учении и  в  существенных
чертах ничем от них не отличается. Оно может быть оценено по достоинству
только  в  сравнении  с   социальным   и   нравственным   мировоззрением
аравийского язычества. Между тем как последнее основывалось на племенной
обособленности и воспитывало в людях  сознание  долга  отмщения,  И.,  в
своем первоначальном виде, проповедовал равенство всех  правоверных  без
различия племени  и  расы,  отвергал  все  нравы  и  обычаи,  основанные
исключительно на племенной розни, и провозглашал терпимость и  кротость.
Он осуждал варварские нравы арабов,  в  особенности  распространенный  у
многих  племен  обычай  хоронить  заживо  новорожденных  женского  пола;
запрещение  вина  и  некоторых  азартных  игр   имело   целью   развитие
умеренности и серьезного отношения к жизни. Тем не менее  И.  решительно
отвергает аскетизм; он одобряет позволительные наслаждения  в  жизни,  а
безбрачие ему противно. Неограниченную полигамию он стесняет разрешением
иметь лишь четырех законных жен, а процедуру  развода  весьма  легкую  у
аравийских язычников подчиняет известным ограничивающим формальностям  и
законам.  Правовое  положение  женщины  решительно  выиграло  чрез   И.;
появившееся  в  позднейшие  времена  в  магометанском   мире   униженное
положение женщины  есть  результат  социальных  влияний,  основанных  на
сношениях с народами, обращенными в И. Гаремы и  евнухи  созданы  не  И.
Источник учения И. есть прежде всего коран, в который  требуется  верить
как в подлинное откровение Божие. После  смерти  пророка  были  признаны
религиозно обязательными все сохранившиеся  его  поучительные  изречения
(хадис) и приписывавшиеся ему поступки. Мировоззрение и  образ  действий
древнейшего магометанского поколения также стали почитаться руководством
в религиозной жизни. Все эти сохраненные  преданием  моменты  называются
общим именем сунна (обычай); естественным следствием ее является  иджма,
т.е. consensus ecclesiae по отношению к вере и ее постановлениям. К этим
главным источникам учения о вере и законах  И.  присоединился  в  высших
школах методический принцип кияса, т.е. вывод заключений. На этой  почве
создалась  система  магометанского  закона  -  работа,   законченная   в
богословских школах уже во II в. существования И.
   Очень рано проявились  в  И.  и  зачатки  сект.  Первоначально  секты
возникли из политических партий,  разногласия  которых  вращались  около
вопроса об имамстве, т.е. о том, кто имеет право быть наследником власти
пророка (халифом) над обществом правоверных (муслимун).  Между  тем  как
одни  высказывались  за  выборный  халифат,  которому  первые  преемники
Мухаммеда были обязаны своею властью и которого законность опиралась  на
всеобщее признание (иджма) правоверных, другие держались того убеждения,
что эта  власть,  перешедшая  непосредственно  после  смерти  пророка  к
избранному самим  Мухаммедом  зятю  его,  Алию,  должна,  после  кончины
последнего, перейти к его прямым потомкам  от  Фатимы,  дочери  пророка.
Первые  называются  суннитами,  вторые   шиитами.   Партия   шиитов   не
удовлетворилась  даже  тогда,  когда  в  750  г.,  вследствие  свержения
династии  Омайядов  Аббасидами,   принцип   законного   престолонаследия
восторжествовал, и на трон мусульман вступили родственники пророка.  Они
открыто и тайно поддерживали претендентов из семейства Алия и пропаганде
их не раз удавалось добиться  официального  признания  их  кандидатов  в
отдельных областях магометанского мира (идрисиды).  С  течением  времени
различные  группы  шиитов  примыкали  к  той  или  другой  линии  сильно
разветвившегося потомства Алия, и таким образом  в  среде  самих  шиитов
возникли, в свою очередь, партии, различавшиеся также и в  догматическом
отношении. Между тем как одни стояли только за принцип престолонаследия,
который у них связывался с верою в особые преимущества алийских имамов в
качестве  наставников  правоверных,  другие   доходили   до   возведения
личностей самого Алия и имамов в сферу сверхчеловечности. Это  повело  к
учению о воплощении божества в Алии и его  потомках.  Различные  оттенки
этих религиозных воззрений дали повод к образованию многих сект,  сильно
распространенных в восточной части области ислама,  особенно  в  Персии.
Хотя отделение  шиитов  вначале  имело  основанием  только  политическое
разногласие, у  них  со  временем  явились  различия  от  суннитов  и  в
формальных обрядностях И. Подобно суннитам, и шииты признают неоспоримое
значение как сунны, так и корана; но так как они  склонны  предполагать,
что коран в своем первоначальном тексте  содержал  признание  привилегий
дома пророка, а в суннитской редакции Абу Бекра  и  Османа  был  искажен
добавлениями  и  пропусками,  то  они  принимают  за  истинные  лишь  те
предания. которые поддерживаются авторитетом членов  семейства  пророка.
Вообще необходимо избегать очень распространенного заблуждения, будто бы
шииты признают лишь коран, а сунну отвергают. Кроме корана  и  сунны,  у
шиитов большое значение  имеют  решения  имамов,  которым  приписывается
непогрешимость. Обряды их незначительно уклоняются от обрядов И. вообще.
В отношениях к немагометанам шииты держатся меньшей  терпимости,  нежели
сунниты. Магометанский закон, по учению шиитов,  систематически  изложен
Querry ("Droit musulmanrecueil  des  lois  concernant  les  Musulmans
Schyites", Пар., 1872). Из борьбы  Алия  с  Муавией  возникла  и  партия
хараджитов, отвергающая учение об имамах как шиитов, так и  суннитов.  С
распространением И. в Сирии и Месопотамии образовались,  одновременно  с
политическими,  и  догматические  секты,  несогласия  которых  касались,
главным образом, понятия о Божестве, учения об откровении, воззрений  на
свободу воли и фатализм. Между тем как вполне правоверные придерживались
во  всех  вопросах  буквы  корана,  допускали  существование   атрибутов
Божества,  самый  коран  почитали  составленным  от  века  и  безусловно
отрицали свободу  воли,  признавая  полнейшую  зависимость  человека  от
божеского предопределения, в магометанских  школах  стали  появляться  и
рационалистические воззрения.  Василь-ибн-Ата  (ум.  748  г.)  доказывал
несовместимость атрибутов с духовною сущностью Божества, отвергал учение
о предвечности корана и утверждал, что последний возник  одновременно  с
проповедью пророка. Его школа называется Му'тазила, последователи  ее  -
му'тазилитами.  Приверженцы  учения  о  свободе  воли,  в   отличие   от
правоверных  последователей  учения   об   абсолютном   предопределении,
называемых джабаритами, носят  имя  кадеритов.  Мурджиты,  составляющие,
быть может, наиболее древнюю из догматических сект И.,  проповедовали  -
ввиду несогласного с законом И. образа действий омаядских властителей, -
что отступления от  закона  не  исключают  поклонников  И.  из  общества
правоверных. Но мурджиты никогда не отделялись от истинных  правоверных,
и последние, в свою очередь, никогда  не  относились  к  ним  враждебно.
Свободномыслящие учения были признаны официально и даже распространялись
насильственно, со времен  Ма'муна,  в  правление  некоторых  халифов  из
Аббассидов; но при Мутаваккиле вновь одержала верх правоверная  реакция.
К этим догматическим спорам издавна присоединилось много  диалектических
тонкостей, с которыми лучше всего  можно  познакомиться  по  Шахрастанию
("Book of religions and philosophical sects", араб. изд., Л., 1846; нем.
перев. Hearbrucker, "Religionsparteien und  Philosophenschulen",  Галле,
1850 - 51).
Аш'арию (в начале Х в.)  удалось  найти  примиряющее  партии
положение; догматические определения школы Аш'аритов  теперь  признаются
за  правоверное  учение  и   отожествляются   с   И.   суннитов.   Очень
распространено  заблуждение,   в   силу   которого   считаются   сектами
установившиеся в среде правоверного И. ученые толки (мезхеб).  Различные
толкования, возникшие при самостоятельном применении  источников  закона
И.,  нашли  свое   выражение   в   четырех   правоверных   направлениях:
ханефитическом, шефи'итическом,  малекитическом  и  ханбалитическом,  из
которых первое наиболее распространено  между  последователями  И.;  оно
преобладает  во  всех  областях  турецкой  империи.  Выработанные  этими
школами гражданские и уголовные законоположения имеют, однако, в большей
части магометанского мира лишь теоретическое значение, так как наряду  с
ними сохранилось и приспособленное к И. древнее обычное право  различных
обращенных в И. народов (адат или урф). Очень велико  значение  адата  в
магометанских  колониях  Голландии.   Законы   адата   североафриканских
кабилов, часто в самом принципе  противоречащие  магометанскому  закону,
были, по  поручению  французского  правительства,  собраны  Hanoteaux  и
Letunrneaux ("La Kabylie et les coutumes kabyles", Пар., 1872 - 73).  На
видоизменение  И.   имело   существенное   влияние   с   одной   стороны
соприкосновение его с чуждыми культурными  элементами,  с  другой  -  не
прекращавшееся действие преданий, унаследованных  покоренными  народами.
Магометанское  юридическое  учение  (фикх)  подверглось  воздействию  со
стороны господствовавшего в христианскосирийских школах римского  права,
а догматика И.  -  со  стороны  аристотелевой  философии.  Персидские  и
индийские влияния замечаются в суфизме, многие выдающиеся  представители
которого проповедовали явный пантеизм, а подчас и учение  о  нирване,  в
магометанской  форме.  Эти  направления  постоянно  считались  в  глазах
официального И. за страшную ересь. Что касается до старинных религиозных
представлений и обычаев покоренных народов, то они, в измененной  форме,
сделались  важными  составными  элементами  народного  И.  Это  видно  в
продолжающемся существовании чисто народных празднеств, в особенности же
в почитании святых, которое вполне противоречит строго монотеистическому
учению И., тем не менее в магометанском мире получило большое  значение.
Богоугодные личности обратились с течением  времени  в  святые;  явились
святые места, священные могилы. В  И.  сохранились  даже  до  настоящего
времени  остатки  древнего  культа  камней,  деревьев  и  т.п.  В  самое
последнее   время   пуританская   оппозиция    против    всякого    рода
несоответствующих сунне наращений, в особенности против почитания святых
и их могил, привела к настоящей борьбе, имеющей целью восстановление  И.
в первоначальном виде  и  очищение  учения  и  жизни  от  всяких  чуждых
элементов. Это стремление с  особенною  силою  обнаружилось  в  движении
ваггабитов.  С  другой  стороны,  на  образованные  сферы  магометанских
народов влияет с возрастающее силой европейская культура.
   Быстрота победоносного распространения И. по Азии и  Африке  едва  ли
имеет себе что-нибудь подобное в истории.  Едва  прошло  столетие  после
смерти пророка, как господство И. уже было силою  оружия  распространено
по Сирии, Персии, Средней Азии, Египту и по всему сев. берегу Африки, до
средины Испании. Несмотря на внутреннее распадение могучего государства,
на ослабление и окончательное исчезновение центральной власти  халифата,
И., постоянно освежаемый покорявшимися  ему  племенами  Азии,  продолжал
делать дальнейшие завоевания, пока  наконец  османы  водрузили  луну  на
храме св. Софии в Константинополе и победоносные полчища их проникли  до
самых  стен  Вены.  С  тех  пор  начался  упадок  господства   И.;   его
политическое владычество должно было во многих обширных областях Европы,
Азии и Африки уступить место завоеваниям европейских держав.  Между  тем
И. успел распространиться между многочисленными африканскими племенами и
оказать  на  них  облагораживающее  влияние.   Линия,   проведенная   от
Бенинского  залива  до  Занзибара,  обозначала   прежде   южн.   границу
распространения магометанского  влияния  в  Африке.  С  тех  пор  И.  из
Занзибара нашел себе доступ  в  Мозамбик,  в  португальские  колонии  на
берегу,  у  каффров  и  даже  на  Мадагаскаре.  В  различных  источниках
встречаются  противоречивые  указания  как  относительно  общего   числа
последователей И., так и распределения их по  различным  странам.  Общую
цифру магометан полагают в 175 милл.; в Российской империи их  считается
приблизительно  10600000  (Европейская  Россия  2600000,  Азиат.  Россия
8000000), в Турции 17700000 (Европейская Турция 2300000,  Азиат.  Турция
15400000), в Болгарии, Боснии, Герцеговине, Греции,  Румынии,  Сербии  и
Черногории  вместе  1370000,  в  Бухаре  и  Хиве  3200000,   в   Персии,
Афганистане и Белужистане 13 милл., в независимой Аравии  (без  турецких
арав. владений и Омана) 2 милл., в Индо-Британской империи 67  милл.,  в
Китае 4 милл., в Нидерландских владениях в Индии 14 милл., в сев. Африке
с Египтом 18 милл., в Суданских  землях  с  бывшим  египет.  Суданом  25
милл., в Сахаре 2500000, в Занзибаре 300000. Число магометан в различных
негрских странах не поддается исчислению.
 
   Литература.  DoIIinger,  "Mohammed's  Religion  nach  ihrer   inneren
Entwicklung und ihrem Einfluss auf das Leben  der  Volker"  (Регенсбург,
1838); Dozy, "Het Islamisme" (Гаарлем, 1863; фр. перев. Chauvin:  "Essai
sur    l'histoire    de    l'lslamisme",   
П.,    1879);    A.v.Kremer,
"Kulturgeschichtliche Streifzuge auf  dem  Gebiete  des  Islams"  (
Лпц.,
1873); Garcin de Tassy, "L'lslamisme  d'apres  le  Coran"  (3 
издП.,
1874); John Muhleisen Arnold, "Der Islam nach Geschichte, Character  und
Beziehung zum  Christenthum"  (
англЛ.  1874;  немГютерсло,  1878);
Vambery, "Der Islam im XIX Jahrhundert" (
Лейпциг, 1875); A. Muller, "Der
Islam im Morgen und Abendland" (
Берл., 1886; перев. на русский язык); A.
von Kremer, "Culturgeschichte des Orientes unter den Chalifen" (B., 1875
- 77); BosworthSmith, "Mohammed  and  the  Mohammedanism"  (2 
издЛ.,
1876); Hughes, "A dictionary of Isl." (
Л., 1885);  Sell,  The  faith  of
Isl." (
Мадрас, 1886); Le Chatelier, "L'lsl. an XIX siecle" (Пap., 1889);
Goldziher, "Mohammed. Studien" (
Галле, 1889
   -  1890);  Montet,  "La  propagande  chretienne  et  ses  adversaires
musulmans" (
П., 1890); Н.Боголюбский, "И., его происхождение и  сущность
по сравнению с христианством" (Самара,  1885);  Э.Ренан,  "Ии  наука"
(речь, перев. А.Ведрова, СПб. 1883); М.А.Баязитов, "Возражение  на  речь
Ренана" (СПб. 1883); его же, "Отношение И. к науке  и  иноверцам"  (СПб.
1887).

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz