(одного корня со
словом жертва) - посредники между богами и
людьми. При культе предков не было надобности в содействии Ж.: каждый
глава семьи (или родоначальник) являлся жрецом этого культа, возносил
молитвы, совершал возлияния и жертвоприношения своим домашним (или
родовым) богам. Возникновение особого класса Ж. было вызвано появлением
общественных жертвоприношений, но в особенности необходимостью
специальной подготовки к отправлению культа, для которого, по мере его
развития, складывалась известные правила. У всех первобытных народов мы
встречаем кудесников, за которыми признается дар вступать в сношения с
невидимыми духами и даже принуждать их к послушанию. Cев.-aмepик.
медицинмены, бразильские пиаи, южно-африк. жрецы-фетишисты,
австралийские и папуасские кудесники, нойды лопарей и проч. - все они
служат тому же культу и прибегают к тем же приемам, что и сибирские
шаманы, имя которых стало в науке нарицательным. Все они живут вдали от
своих племен, воспитывают себе преемников, подвергая своих учеников
посту и покаяниям, и лишь после этого передают им свои тайные знания. В
процессе дифференциации общества эти жрецы-кудесники послужили ячейкой,
из которой развилось сословие, а местами и каста Ж. Могущественные касты
Ж. мы находим у целого ряда африканских племен, но особенного развития
они достигли в древних теократиях Индии и Египта. У иранцев существовала
священная каста Атгарвал, вполне соответствовавшая в древности
одноименной касте Индии; и та, и другая состояли, как указывает их
название, из жрецов-огнепоклонников, которые впоследствии стали
называться магами. В древней Греции, где жреческий культ развился,
главным образом, в связи с определенными святилищами, не было жреческой
касты, хотя наследственные жреческие роды и были. В Ж. (iereuz)
поставлялись обыкновенно лица высших сословий, отчасти посредством
выбора, отчасти посредством жребия; где звание Ж. было в известном
семействе наследственное, там дело обыкновенно решалось правом
первородства или жребием, но иногда решение предоставлялось суду. Ж. мог
стать только природный и полноправный член общества, отличавшийся
безукоризненной нравственностью, отсутствием телесных недостатков и
вообще наружностью, достойной божества. При некоторых культах требовался
юношеский возраст или девственность, а при других беспрерывно находились
замужние женщины. Большею частью божества муж. пола имели служителями
мужчин, женские - женщин. Обыкновенно служба Ж. была пожизненная. Они
пользовались доходами с угодий храма, получали определенную часть
жертвенных животных и др. приношения и сборы, считались
неприкосновенными и имени право на почетное место в театре и в других
собраниях. Одежду Ж. обыкновенно носили белую, иногда пурпурную или
шафрановую, венки и повязки на головах и длинные волосы. В торжественных
случаях некоторые Ж. являлись в типическом облачении божества,
представителями которого они служили; часто они даже носили при этом его
имя. При отправлении культа Ж. пользовались содействием их помощников,
которые распадались на два класса. Одни не находились в тесной связи с
культом и исполняли только некоторые временные обязанности, как
носильщики священных предметов при процессах, мальчики и девочки,
выбранные для хора и т. п. Ко второму классу помощников Ж. принадлежали
постоянные служители храма - неокоры или пономари, глашатаи и в
особенности музыканты и певцы. Первоначально постоянные помощники Ж.
набирались из сословий, служивших за плату, но с течением времени
должности эти сделались почетными. В Риме высшая жреческая власть
сначала принадлежала царю. После изгнания царей установлена была, для
совершения жертв, должность жреца - Rex sacrificulus или sacrorum, жена
которого также исполняла должность жрицы и назыв. regina sacrorum
(подобным образом и греки во многих местах, по отмене царского
достоинства, сохранили титул - царь - для обозначения Ж., заступившего
место царя в культе). Впоследствии на ряду с rex sacrificulus стал
фламин Юпитера (flamen dialis). Заведываниe религиозным бытом,
общественным и частным богослужением перешло в понтифексам, которые
имели над всеми жрецами карательную власть и в коллегии которых
председательствовал верховный жрец (роntifex maximus), в первые времена
выбиравшийся в комициях по трибам; прочив жрецы (sacerdotes) выбирались
своими коллегиями, которые охотно назначали преемниками умерших Ж.
сыновей их, если они выдерживали установленные испытания. Новоизбранные
посвящались понтифексами и авгурами. Впоследствии императоры присвоили
себе право избирать жрецов. Требования при выборе жрецов у римлян были
приблизительно те же, что и у греков. Одежду Ж. составлял белый плащ (у
понтифексов обшитый пурпуровою каймой, у авгуров, фламинов и др. -
смешанной с пурпуром) и шерстяная остроконечная шапка (apex). Высшие Ж.
имени курульное кресло и ликторов, почетное место в театре и сенате,
право на колесницу в процессиях. Все Ж. были свободны от военной службы
и от чрезвычайных государственных повинностей, обыкновенно были
несменяемы и не могли быть привлекаемы к ответственности гражданскими
чиновниками (за исключением цензора). Им были отведены земельный угодья
и дома; кроме того они получали известную часть жертвенных животных.
Сначала Ж. не допускались к занятию других государственных или военных
должностей, но впоследствии от этого правила часто делались отступления.
При исполнении богослужебных треб Ж. могли пользоваться содействием
своих жен и детей, а при некоторых жертвоприношениях (sacra) у них
состояли помощниками еще особые молодые люди и женщины (Camilli,
Camillae). Во время империи отдельных коллегий Ж. насчитывалось 23.
Учреждение большей части жреческих коллегий римляне приписывали Нуме
Помпилию. - У восточных славян, предков нынешнего русского народа, равно
как и у южных, не было особого класса Ж., как не было и развитого
общественного богослужения. Даже в таких городах, как Новгород и Киев,
не было храмов, хотя и были деревянные идолы. В каждом роде старейшина
был вместе и Ж.: он приносил жертвы, гадал о будущем. Общественные
жертвоприношения совершались старейшинами в естественных капищах -
рощах, а также у воды, при чем жертва имела характер трапезы,
поставляемой богам и душам умерших. Были у восточных славян и
кудесники-волхвы, но они не имели значения Ж., посредников между богами
и людьми; они могли вступать в сношения только со злыми духами. У
балтийских славян строились храмы, в связи с этим развилось и
могущественное сословие Ж. Жрецы балтийских славян носили особое белое
одеяние, имели наблюдение за священными конями, содержавшимися при
храмах, назначали дни праздников, закалывали жертву, вопрошали богов и
предвещали народу будущее, возглашали молитвы, подавали присутствовавшим
во храме советы и поучения. Прочная и довольно сложная жреческая
организация существовала. у древних литовцев. Духовным главой литовцев
был верховный Ж. Криве или Криву-Кривайтис (Криве-Кривейто), имевший
пребывание в Ромове; за ним следовали второстепенные Ж называвшиеся
вайделотами, а затем низшие степени Ж., носивших различные наименования.
Полагают, что власть Криве распространялась не только на народы
литовские, но и на некоторые чудские племена (эсты, дивы) и на кривичей,
предков нынешних белорусов. Костомаров, сопоставляя слова Криве и
Кривичи, приходит к тому заключению, что уже в конце Х и начале XI века
жреческое сословие било вполне организовано. В противоположность
установившимся воззрениям, проф. А. О. Мержинский оспаривает мысль о
широком распространении власти Криве и думает, что Криве - собственное
имя последнего Ж. огня в Ромове. Из современных русских инородцев,
пребывающих еще в язычестве, но вышедших уже из периода шаманства,
особую жреческую организацию имеют вотяки. Верховный Ж., в каждой
большой деревне (иногда - один для нескольких деревень), называется
туно. Обыкновенно звание и знания туно переходят от отца в сыну, но и
всякий изучивший искусство туно может занять эту должность. Туно
пользуется громадным авторитетом; он объявляет народу волю богов, но
жертвоприношений сам не совершает, избирая для этого особых Ж. Для
служения каждому божеству избираются два Ж.; кроме того существуют и др.
Ж. второстепенного значения, занимающиеся изготовлением жертвенных яств
и исполняющие другие подготовительные к жертвоприношениям работы.
|