- возвышение, на
котором приносились жертвы. Основной тип
его - это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой
земле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества. Поэтому и самые
жертвенники созидались обыкновенно на "высотах", о которых так часто
говорится в Библии. В Ветхом Завете Ж. встречаются уже рано (при Ное),
хотя и в первобытной форме. Иаков, например, сделал Ж. из простого
камня, который служил для него изголовьем в предшествующую ночь. С
развитием культа Ж. начал все более принимать искусственные формы. Уже
сам Иаков нисколько позже строил Ж. - по всей вероятности, из простых
вытесанных камней, сложенных в виде плоской кучи, на которой можно было
развести огонь и положить жертву. И. Навин построил Ж. из камней, взятых
со дна Иордана, после чудесного перехода чрез него израильтян. Ему же
повелено было построить жертвенника из нетесаных камней на горе Гевал
(Второз. XXVII, 5). С построением скинии жертвенник сделался
существенною принадлежностью этого святилища; но так как самая скиния
была подвижным храмом, то и Ж. сделан был из дерева, как более
пригодного к переноске вещества. При скинии было два жертвенника - один
для жертв всесожжения, а другой для жертв курения; первый был покрыт
медью, второй - золотыми плитами. Ж. всесожжения представлял собою нечто
в роде ящика и имел внутри медную решетку для дров, а по бокам - кольца,
для несения его на шестах. Выдававшийся по углам возвышения, так назыв.
"роги", были особенно важными местами: прикосновение к ним служило
знаком желания всецело предаться на милосердие Божие, равно как
обеспечением неприкосновенности и безопасности от мщения. Ж. кадильный
имел вид стола; на нем утром и вечером совершалось первосвященником, а
затем и священниками, курение благовонных трав. От ветхозаветной церкви
Ж. перешли и к новозаветной и доныне составляют принадлежность храмов,
как православных, так и римско-католических (у протестантов удержалась
только идея Ж., вследствие чего у них Ж. называется стол, к которому
подходят верующие для причащения). Ж. в христианских црк. делались
сначала из дерева, а со времени Константина Великого - и из камня. С VI
века зап. црк. стала исключительно допускать только каменный Ж.; а на
Востоке и доныне употребляется деревянный. Ж. не составляет
исключительной принадлежности еврейской и христианской религии; он
встречается в различных формах, во всех языческих религиях. От древних
языческих народов - египтян, ассиро-вавилонян, персов, греков, римлян -
сохранились прекрасные образцы Ж. (в виде каменных столов, столбов или
ящиков), которые можно видеть в лучших музеях, особенно Британском.
-
См. Kitto, "The Tabernacle and its furniture"
(1849); Ugolini,
"Thesauros antiquitatum sacrarum", t. VIII; Bahr, Symbolik d. Mos.
Cultas" (т. I).
А. Д.
|