- животное из
семейства лошадиных (Equidae), порядка
непарнокопытных млекопитающих (Perissodactyla). В Африке водится
несколько видов диких лошадей, отличающихся поперечными темными полосами
на светлом фоне (их выделяют иногда в особый подрод Hippotigris);
наиболее известные между ними - квагга, дау и настоящая зебра. Квагга
(Equus quagga Gmel.) по виду более походит на лошадь, чем на осла. На
шее (как у остальных видов) торчит короткая прямая грива. Хвост более
похож на лошадиный (с более короткой репицей), чем у остальных видов.
Общий цвет масти - бурый, ноги, брюхо и длинные волосы хвоста белые; на
голове, шее и плечах серые, поперечные полосы, исчезающие на туловище,
вдоль спины - темная полоса. Дау, Бурчеллиева или тигровая лошадь (Е.
Burchellii Gray) отличается большим развитием поперечных полос. Цвет
тела сверху грязно-желтый, внизу белый; голова, шея и все туловище
покрыты черными поперечными полосами, которых нет, однако, на белых
ногах. Между черными полосами тянутся более узкие бурые. У З. (Е. zebra
L.) полосатость достигает наибольшего развития. По складу тела и по
хвосту, З. более напоминает осла, чем лошадь; длинные волосы находятся
только на самом конце хвоста. На белом или светло-желтом фоне тянутся от
конца морды и до копыт поперечные полосы ярко черного или красно-бурого
цвета; лишь задняя часть брюха и внутренняя сторона бедр лишены полос.
Но величине все три вида не отличаются друг от друга; длина тела до 2,2
м., хвоста - 0,6 м., высота в плечах - 1,3 м. Родина этих животных -
южная и вост. Африка, до 5 - 10ш с. ш.; в экваториальной части западной
Африки и в области р. Конго их нет. Границы распространения отдельных
видов еще недостаточно установлены. Все названные виды живут небольшими
стадами в 10 - 30 голов; иногда, вероятно во время больших
странствований, они собираются в огромные стада в несколько сот голов.
Каждый вид держится отдельно от другого, но зато соединяется в одно
общество с антилопами, гну, страусами и даже буйволами. Особенно страусы
являются их постоянными спутниками. Все виды З. осторожные, пугливые и
крайне резвые животные, из хищных животных врагом их является только
лев. Тогда как дау и квагга предпочитают равнины, З. держится
преимущественно в гористых местностях. Когда пустынные степи выгорают от
засухи, они перекочевывают в населенные местности и тогда вредят полям.
Голос всех видов отличается как от ржания лошади, так и от крика осла.
Неволю они переносят легко, но трудно укрощаются. В неволе З. и квагга
давали помеси с ослами и ослицами, при чем ублюдки были в свою очередь
плодовиты (вопреки общему правилу о бесплодии ублюдков различных видов).
Зевксид знаменитый древнегреческий живописец, процветавший в 420 -
380 гг. до Р. Хр. Он род. в Гераклее (в Ю. Италии?), был ученик
Аполлодора; последнее, самое славное время своей жизни провел в Эфесе и
положил основание тамошней школе живописи, произведения которой
отличались вообще чувственною иллюзией и внешнею прелестью. Своими
трудами он составил себе огромное состояние и громкую известность,
развившую в нем непомерную гордость; дошло до того, что он не хотел
работать за деньги, а дарил свои картины царям в городам, говоря, что
его произведения превосходят всякую цену; вел очень роскошную жизнь и
показывался в публичных местах, особенно во время праздников, в золоте и
пурпуре, расшитом его шифрами. Писал фигуры в размере несколько большем
против натуры; главное его достоинство заключалось в колорите, рисунок
же у него был небезукоризнен. Соперничая с Парразием в реализме, однажды
он написал виноград столь правдоподобно, что птицы прилетали клевать
его. Но лучше всего передавал он красоту молодого, здорового женского
тела. Особенно славилась его "Елена", написанная для кротонцев, которые,
с большими издержками, пригласили к себе великого мастера нарочно для
исполнения этой картины, приняли его со всевозможными почестями и
прислали ему на показ всех красивейших девушек своего города, дабы из
них он выбрал себе подходящих натурщиц. Из их числа художник избрал
пятерых, и таким образом, списывая то с той, то с другой, создал столь
идеальный образ женщины, что взглянуть на него, будто бы, было неземным
наслаждением. В другой картине З., "Семье кентавров", по свидетельству
древних писателей, грация соединялась с живою характерностью. Из прочих
его картин пользовались большою славою: "Пенелопа", "Зевс, окруженный
сонмом богов", "Связанный сатир Mapcий", "Геркулес-дитя" и "Эрот,
увенчанный розами". По утрате Грецией независимости, лучшие произведения
З. попали в Рим; отсюда, впоследствии, они были перевезены в
Константинополь, где погибли все, до единого, при неоднократно
случавшихся пожарах.
|