Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Западники

,  западничество  -  так  назыв.  вообще  направление  нашей
общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России
и    Западной     Европы,     как     нераздельных     частей     одного
культурно-исторического   целого,   имеющего   включить   в   себе   все
человечество. Сложность состава  и  постепенность  развития  европейской
культуры,   породившие   на    Западе    множество    разнообразных    и
противоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились  и
в русском сознании, при усвоении  ими  западной  образованности.  Помимо
различия национальных  воздействий,  в  силу  которых  между  нашими  З.
явились англоманы, галломаны и т. д." скоро обнаружились более  глубокие
различия принципов и направлений. Для начинателей русской культуры,  как
Петр  Великий   и   Ломоносов,   всякие   различия   закрывались   общею
противоположностью между  западным  образованием  и  домашнею  дикостью,
между "наукою" и невежеством; но уже в царствование Екатерины  II  среди
приверженцев западного образования обозначилось резкое  разделение  двух
направлений:  мистического   и   вольномыслящего   -   "мартинистов"   и
"вольтерианцев". Лучшие представители  обоих,  как  Новиков  и  Радищев,
сходились, однако, в любви к  просвещению  и  интересе  к  общественному
благу. После Великих общеевропейских движений 1789 -  1815  гг.  русские
умы начинают с более полным сознанием относиться к  принципам  западного
развития. В общем  ходе  этого  развития  последовательно  выступали  на
первый план, хотя и не упраздняли друг друга,  три  главные  фазиса:  1)
теократический, представляемый преимущественно римским католичеством, 2)
гуманитарный, определившийся теоретически как рационализм и  практически
как  либерализм,  и  3)  натуралистический,  выразившийся  в  позитивном
естественнонаучном направлении мысли с одной стороны, и  в  преобладании
социально-экономических интересов - с другой (этим  трем  фазисам  более
или  менее   аналогично   отношение   между   религией,   философией   и
положительной наукой, а также между церковью, государством в обществом).
Последовательность этих  фазисов,  имеющих  несомненно  общечеловеческое
значение, повторилась в миниатюре и  при  развили  русской  сознательной
мысли в настоящем столетии.  Первый,  католический  момент  отразился  в
взглядах Чаадаева, второй, гуманитарный - у Белинского и так  называемых
людей сороковых годов, третий, позитивно-социальный - у Чернышевского  в
у людей шестидесятых годов. Этот умственный процесс совершился у нас так
быстро, что не только некоторые его участники были свидетелями всех трех
фазисов, но иные и  сами  сознательно  переживали,  в  зрелом  возрасте,
переход от одного к другому (напр. Герцен - от второго  к  третьему).  В
настоящее время, когда последний из трех фазисов  европейского  развития
достаточно определился в своих положительных и  отрицательных  сторонах,
для всех проницательных и добросовестных умов как на Западе, так и у нас
стало ясно, что каждая из стадий этого процесса заключает в  себе  нечто
положительное и непреходящее, а напряженная  вражда  и  исключительность
соответствующих начал имеет, напротив, лишь  отрицательное  и  временное
значение.  Едва  ли  кто  решится  ныне  серьезно  объявить,   например,
религиозную  или  метафизическую   потребность   продуктом   невежества,
навсегда   упраздненным   успехами   науки.   Если   же   все    начала,
последовательно  выступавшие  на  первый  план  в   западном   развитии,
одинаково имеют право на  существование,  то  задача  истинной  культуры
заключается в установлении между  ними  правильного,  на  внутреннем  их
смысле   основанного   соотношения   и   взаимодействия.   Эта   задача,
поставленная  западным  развитием,  не  имеет  в  себе,  однако,  ничего
исключительно западного. Вопросы об отношении веры и разума,  авторитета
и свободы, о связи религии с философией и обеих с положительною  наукой,
далее вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также о
взаимоотношении разнородных собирательных целых между собою, вопросы  об
отношении народа к человечеству, церкви  к  государству,  государства  к
экономическому обществу - все эти и другие  подобные  вопросы  одинаково
значительны  и  настоятельны  как  для  Запада,  так  и   для   Востока.
Удовлетворительного  их  решения  еще  не  дано  ни  там,  ни  здесь,  и
следовательно, работать над ними должны вместе и солидарно друг с другом
все деятельные силы человечества, без различия стран света; а затем  уже
в результатах работы, в применении общечеловеческих принципов к  частным
условиям местной  среды,  сами  собою  сказались  бы  все  положительные
особенности племенных и народных характеров. Такая "западническая" точка
зрения не только не исключает национальную самобытность,  но,  напротив,
требует, чтобы эта самобытность как можно полнее проявлялась на деле. От
обязанности совместного культурного труда с прочими народами  противники
"западничества"  отделывались  произвольным  утверждением   о   "гниении
Запада"  и  бессодержательными  прорицаниями  об  исключительно  великих
судьбах России. Желать своему народу величия и  истинного  превосходства
(для блага всех) свойственно каждому человеку, и  в  этом  отношении  не
было различия между славянофилами и западниками. Последние стояли только
на том, что великие преимущества даром не даются, и что когда дело  идет
не  о  внешнем  только,  но  и  о  внутреннем,  духовном  и   культурном
превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленною  культурною
работой, при которой невозможно обойти общих,  основных  условий  всякой
человеческой культуры, уже выработанных западным  развитием.  З.  желали
действительно  величия  России)   и   их   девизом   в   борьбе   против
славянофильских  притязаний  могли  служить   следующие   слова   Бакона
Веруламского  (в  предисловии  к  "Instauratio  magna"):   "воображаемое
богатство  есть   главная   причина   бедности;   довольство   настоящим
препятствует заботиться о насущных потребностях будущего".  После  того,
как  "воображаемое  богатство",  т.   е.   идеальные   представления   и
пророчества старого славянофильства, сами  собою  бесследно  испарились,
уступив место безыдейному и низменному национализму, взаимное  отношение
двух главных направлений нашей мысли значительно упростилось, вернувшись
(на другой ступени сознания и при иной  обстановке)  к  тому  же  общему
противоположению, которым  характеризовалась  эпоха  Петра  Великого:  к
борьбе  между  дикостью   и   образованием,   между   обскурантизмом   и
просвещением.
   Владимир Соловьев.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz