Вордсворт
(Вилльям
Wordsworth) - знаменитый английский поэт, родился
7 апреля 1770 года в Кокермуте, в графстве Кумберлэнд, в семье атторнея.
Потеряв в раннем возрасте родителей, он был воспитан дядей и получил
хорошее образование в Кэмбридже. Здесь он рано проявил любовь к
литературе, в особенности к произведениям своих великих предшественников
Чосера, Мильтона и Шекспира. В 1790 году В. вместе с одним товарищем,
пешком обошел Уэлльс и совершил продолжительное путешествие по Франции,
где проникся симпатиями к освободительным идеям великой революции.
Небольшое наследство, полученное В. по возвращении в Лондон, освободило
его от материальных забот и дало ему возможность всецело отдаться
литературной деятельности. Скоро В. оставляет шумный Лондон и вместе с
окружавшей его заботливым уходом, горячо преданной ему сестрой,
поселяется в графстве Дорсет, где весь погружается в созерцание красивой
природы и в свое поэтическое творчество. Здесь произошло знакомство В. с
Кольриджем (1795), имевшее громадное и решающее влияние на всю его
литературную карьеру. Тесная дружба сблизила двух далеко не во всем
сходившихся поэтов. Чтобы не расставаться друг с другом, В. переехал в
Альфоксден, где жил Кольридж. В 1795 г. появился сборник стихотворений
В. "Lyrical Ballads", в котором Кольридж поместил своего знаменитого
"Старого Моряка". В том же году они вместе совершили путешествие по
Германии, а по возвращении поселились у живописных Вестморлендских озер,
где В. женился на своей бывшей подруге Mapии Гетчисон. Восемь лет,
которые Б. прожил здесь, были самым производительным временем в ходе его
поэтического творчества: талант его достиг своего расцвета и В. написал
тогда большую часть своих лучших произведений. Собрания мелких
стихотворений("Роеms" 2 т.) он издал в 1807 году, большие поэмы
"Prelude" и "Excursion" изданы гораздо позже.
Обстоятельства жизни и природная склонность к спокойной
мечтательности определили характеры поэзии В. с первых ее опытов. Любовь
к природе и своеобразное настроение, вызванное ее созерцанием,
отражаются уже в его первых произведениях "Evening Wolk" и "Descriptive
sketchs" (1792). В цветущую пору его творчества мы застаем поэта в
независимом положении, мирно живущим в затишье семейного счастья, на
берегу живописных озер, окруженным избранным кругом друзей и
поклонников. Среди глубокого мира, который царит в нем и вокруг него,
углубленный в созерцание окружающего, поэт прислушивается к собственным
мыслям и замечает неуловимую для обыденного наблюдателя внутреннюю жизнь
природы. Одаренный тонкой и глубоко чувствующей духовной организацией,
он воспринимает с особою интенсивностью даже самые простые явления.
Распускание какого-нибудь цветка, по его словам, может привести его в
величайший восторг и растрогать до слез. В мельчайшем явлении поэт
чувствует дыхание великой матери-природы, полной величия, красоты, и
нравственного совершенства. Изобразить явление так, чтобы в этом
изображении отражались высшая красота и нравственное значение - такова
цель поэзии; растрогать и приподнять читателя над уровнем житейской
пошлости - такова ее задача. Средства для достижения этого идеала поэзии
- естественность и простота в замысле, форме и языке произведения,
верность природе, умение находить возвышенное в обыденном и даже пошлом,
и, наоборот, естественное и простое - в чудесном. Нет такого ничтожного
предмета, который не мог бы у истинного поэта сделаться достойным
сюжетом для поэзии, напр. история слепого мальчика, который вздумал в
грязном корыте покататься по реке, - сюжет столь же достойный и даже
более трогательный, чем поход Александра Македонского. Таковы принципы
новой поэзии, которые развивались В. в устных беседах с Кольриджем и
которые он защищал в предисловиях к своим произведениям от нападок
враждебной критики.
Вордсворт явился главой новой школы поэтов (В., Кольридж, Соути и
др.), так называемых лэкистов (озерных, от местожительства вокруг
озера). Созерцательная мечтательность - вот характеристическая черта
этого нового направления английской поэзии. "Казалось, - говорит один
критик, - что среди бурь и грома грозной революционной и наполеоновской
эпохи этот небольшой кружок лиц - один - сохранил в своих недрах мир и
тишину. Поэзия этого кружка - зеркальная поверхность озера, спрятанного
в лесу, едва заметной зыбью отражающая бушующий кругом ураган, сохраняя
на глубине невозмутимый покой. Только что омраченная набежавшей тенью
облака и зажженная огнем зари его поверхность - через минуту опять
спокойна и прозрачна, отражая нежную зелень берегов и ясную лазурь
неба". Школа лэкистов, хотя и не блистала большими талантами, имела
значительное и благотворное влияние на современную и позднейшую
английскую поэзию, развив вкус к изучению простого человека и природы, а
глубокое и тонкое понимание В., как внешняя природа действует на
человека, имела свою долю влияния и на Байрона и Шелли. Школа эта однако
имела больше врагов, чем поклонников. Произведения В. вызывали в
журналах самую ожесточенную критику; сам он подвергался беспощадному
осмеянию. Это объясняется не только индивидуальным, субъективным
характером его произведений, недоступностью для большинства его
мечтательно-созерцательного настроения, но и несоответствием между
ничтожеством предмета и высотой идей, на которую воспаряет автор. Не
может не казаться смешным высказывание по поводу кошки, играющей тремя
завядшими листиками, возвышенных и назидающих мыслей. Большие В. поэмы
скучны своей растянутостью и однообразным мечтательно резонирующим
настроением. Поэт, встречаясь в продолжительных прогулках с разносчиком,
кладбищенским пастором, отшельником, нищим, вступает с каждым в беседу.
Все его собеседники оказываются мудрыми, познавшими опыт жизни людьми, и
высказывающими разумные взгляды о назначении человека, справедливости и
пр. Однако при всем старании поэта облечь своих собеседников в живые
образы - характеры его героев очерчены очень слабо. Сквозь тщательно
описанный наряд крестьянина или разносчика сквозят черты самого
поэта-мечтателя, который вкладывает в уста придуманных им фигур свои
подчас несвободные от педантизма и резонерства моральные сентенции.
Несомненные достоинства произведений В. - простой, приближающийся к
разговорной речи, и свободный от всяких риторических прикрас язык,
неподдельная искренность чувства в большинстве его мелких стихотворений
и художественные красоты его лучшей поэмы "Excursion" - не могли
все-таки примирить современных критиков с поэзией, звучавшей резким
диссонансом в общем настроении эпохи. Как-то странно и дико было видеть
в это бурное время небольшой кружок лиц, поселившихся около озер
северной Англии и воспевающих журчание ручейка или слепого мальчика,
катающегося в корыте. Позднейшая критика отнеслась к В. с большей
справедливостью, признав за ним видное место в истории английской
поэзии. "Есть какая-то внушительная серьезность", - говорит Тэн, - и
суровая красота в этих искренних размышлениях; они останавливают
внимание читателя, внушают невольное уважение, даже трогают. Это
произведение ("the Excursion") точно протестантский храм, который,
несмотря на однообразный тон украшений, все-таки импонирует своей
святыней". В. в 1848 г. был после Соути признан поэтом-лауреатом и умер
23 апр. 1850 г. в Рейдале.
Кроме названных
произведений, отдельно
изданы: "The Borderers" (драма);
"The White Doe of Rylston" (1819);
"Peter Bell" (1819); "The river Dudon" (1820); "The Waggoner" (1820);
"Vaudracour and Julia"; "Ecclesiastical sonnets"; "Memorials of a tour
on the Continent"; "Description of the lakes in the north of England";
"Yarrow Revisited" (1835). При жизни поэта вышло два полных собрания его
сочинений (1836
- 1837, 1845). Стихотворения В. переводились и на русский язык, между
прочим у Гербеля "Английские поэты".