Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Воля

.  -  На  всякое  живое  существо  известные  предметы  действуют
привлекательным,  другие  отталкивающим  образом:  первых  оно  хочет  и
стремится к ним, вторых не хочет и удаляется. Но для того, чтобы  хотеть
или не хотеть именно этого предмета, хотящее существо, очевидно,  должно
различать его от других, так или иначе воспринимать его. Всякое  волевое
отношение непременно связано с некоторым  познавательным.  Ignoti  nulla
cupido.  Поэтому  спор  о  первенстве  воли  над  умом   или   наоборот,
разделявший  некогда  томистов  и  скотистов,  а   ныне   возобновленный
Шопенгауером, лишен реального основания.  Хотение  или  воля  в  широком
смысле  имеет  различные  степени   соответственно   степеням   развития
познавательной сферы. Существа, для которых познание останавливается  на
смутных ощущениях, - которые  воспринимают  лишь  наличность  окружающих
чувственных  явлений  (как  это  бывает  у  низших  животных,  а  также,
вероятно, и у растений), - имеют и волю лишь  в  виде  непосредственного
безотчетного влечения или стремления, возбуждаемого данной  реальностью.
Там,  где  познание,  кроме   ощутительных   впечатлений   от   наличной
феномальной действительности содержит  в  себе  воспоминание  прошедших,
пережитых, состояний и  представления  предметов  отсутствующих,  там  и
волевое отношение возвышается  над  простым  чувственным  влечением  или
стремлением  и  переходит  в  более  идеальное   состояние,   называемое
желанием. Ближайший, непосредственный  предмет  желания,  как  такового,
есть не реальное, а идеальное явление, не  чувственно-воспринимаемое,  а
умопредставляемое.  Желается  то,  чего  нет  в  действительности,   что
мыслится. У птиц и других  высших  животных  самцы  и  самки  тоскуют  в
разлуке друг с другом; собака тоскует по умершем, или уехавшем  хозяине:
она его желает, и это желание, относясь к отсутствующему, предполагает у
животного определенное умственное представление,  которое  собственно  и
есть прямой объект желания и вытекающих из него  действий  (собака  ищет
невидимого ею, но умопредставляемого хозяина, отправляется на его могилу

 
и т.п.). Наконец, у  человека,  мыслящего  не  только  в  индивидуальных
представлениях, но и в универсальных понятиях, и волевое отношение может
определяться этими понятиями,  как  общими  и  постоянными  правилами  и
принципами действия.  Если  уже  в  мире  животном  мотивы  чувственного
влечения  подчиняются  высшим  мотивам  желания  (так  тоскующая  собака
отказывается от пищи; сюда же относятся более обыкновенные случаи, когда
то    или    другое    чувственное    влечение    побеждается    страхом
умопредставляемого наказания - мотив высший, если не в этическом,  то  в
психологическом  смысле),  -  то  человек  может  подчинять  не   только
чувственные влечения, но и все свои желания  высшей  нравственной  идее,
может из многих предстоящих действий выбирать то, которое  соответствует
принятому или решенному  принципу  деятельности.  Способность  к  такому
выбору и принципиальному решению есть бесспорный  психологический  факт,
но с этим фактом связан самый трудный и сложный метафизический вопрос  о
свободе воли. Спрашивается: в каждом  данном  случае  зависит  ли  выбор
одного мотива воли предпочтительно перед другими  от  того,  что  именно
этот  мотив  оказывается  при  данных  условиях  наиболее  сильным   или
действительным для данного  субъекта  с  его  данным,  унаследованным  и
воспитанным характером, или же  выбор  может  зависеть  окончательно  от
особого, простого и внезапного ничем с необходимостью не  обусловленного
решения самого субъекта? Такова простейшая постановка этого вопроса.
   Хотение и познание, воля  и  ум,  отвлеченно  противополагаемые  друг
другу; в действительности неразрывно между собой связаны. Если, как было
сказано, воля невозможна без познания, то и это последнее невозможно без
воли. Чтобы познать  или  понять  какой-нибудь  предмет  или  отношение,
необходимо прежде всего на  нем  остановить  свою  мысль,  выделить  его
умственно изо всей совокупности предметов и отношений. Такая остановка и
выделение  есть  волевой  акт,  называемый  произвольным  вниманием.  Но
необходимость волевого  элемента  в  происхождении  (генезисе)  познания
нисколько не сообщает субъективно  произвольного  характера  результатам
познавательного процесса. Участие воли в создании истинной науки состоит
не в том, что мы познаем только то, чего нам хочется, а в  том,  что  мы
хотим  познавать  те  или  другие  существенные  стороны  действительных
предметов.
   Вл. Соловьев.
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz