Виньи
(Альфред de
Vigny) - знаменитый французский писатель
романтической школы. Последний представитель старинного дворянского
рода; род. 27 марта 1799 г., умер в 1863 г. 16-ти лет он поступил на
военную службу и оставался в ней до 1828 г. Полный военного энтузиазма и
традиционной в его семье преданности Бурбонам, В. не сделал, однако,
блестящей военной карьеры; ему не пришлось изведать ощущений поля битвы;
но зато долгая жизнь среди солдат показала ему оборотную сторону
военного быта и тяжесть военной дисциплины. Свои наблюдения он изложил
впоследствии в "Servitude et grandeur militaire" - одной из самих
искренних и глубоких книг, написанных о войне и об армии. Все досуги
своей офицерской жизни В. посвящал рано проснувшейся в нем страсти к
поэзии; первые стихотворения его относятся к шестнадцатилетнему
возрасту, и около того же времени он завязал сношения с некоторыми из
первых адептов романтизма. Он стал писать критические статьи в органе
зарождающегося романтизма "La muse Francaise" и издал в 1822 г. первый
небольшой сборник своих стихотворений. В 1824 г. вышла "Элоа", в 1826 г.
- "Poemes antiques
et modernos", в 1829 г.
- новое собрание
стихотворений. Господствующий тон этих произведений - грусть,
байроновское разочарование, сознание одиночества "высоких душ" среди
непонимающего их человечества, возведение на пьедестал самопожертвования
и идеальной любви. Основание известности В. положила поэма "Элоа". Как
ни кажется устарелым теперь воспевание идеальных ангелов с человеческими
чувствами, красота и поэтичность образа, воспетого Виньи, спасают его от
забвения. Подобно всем поэтам того времени, Виньи занят мыслью о небе, в
котором он как бы ищет воспоминания о своем божественном происхождении;
подобно им же, он не отказывает в слезе участия падшим ангелам. Элоа -
чистый херувим, рожденный из слезы Христа над могилой Лазаря. Кто-то
шепнул ей про страдания падших ангелов - и она жаждет внести отраду в
мрачную жизнь отверженных небом созданий. Ее безотчетная тоска и
зарождающееся в ней земное чувство изображены с большой красотой.
Блуждая в раздумье среди облачных сфер, Элоа попадает в царство демона и
видит духа зла. Печать страдания на его лице привлекает ее, и она
говорит ему слова участья и любви. Он на минуту тронут и почти готов
раскаяться, но злоба берет верх и заведомо вероломными клятвами он
пленяет Элоа, которая решается последовать за ним в неведомые ей сферы.
Изобразив в Элоа падение душевной чистоты, В. рисует в "Moise"
одиночество духовного величия на земле. Гениальный Моисей тяготится
своим превосходством над людьми и, превознося Бога за его милости, молит
его о смерти. Другие поэмы Виньи на библейские темы поэтичны, но
введенные в них образы расплывчаты и отвлеченны, как вообще создания
романтиков. Таковы напр. "La femme adultere", "La
fille de Jephte"; тем
же характером отличается "Helena", сюжет которой заимствован из
современной поэту греческой жизни. Между лучшими пьесами можно еще
назвать "La neige". "Le Trappiste", и два юношеские стихотворения: "La
Dryade" и "Symeta", напоминающие Андре Шенье.
Поэмы В. не имели, сначала, большого успеха. Они были оценены по
достоинству только литературными друзьями поэта; его интимно поэтическое
творчество не могло проникнуть сразу в большую публику. Первый большой
успех выпал на долю В. в 1826 г., когда появился его исторический роман
"Cinq-Mars". Он сразу разошелся в большом количестве изданий, был
переведен на все европеисте языки, в том числе на русский, что в
особенности льстило самолюбию автора; во всех углах Европы
чувствительные дамы плакали над судьбой благородного героя. В. сам знал,
что он обязан успехом книги скорее непониманию публики, чем истинному
литературному достоинству романа, и часто говорил, с привычной ему
иронией, что он написал "Cinq-Mars", чтобы заставить читать свои стихи.
Задумав (под влиянием Вальтер Скотта) роман в Испании, среди треволнений
лагерной жизни, В. написал его вернувшись во Францию и прочтя
предварительно, как он сам говорит, около 300 книг и рукописей. Но
взявшись за роман, который он называет историческим, В. прежде всего
изгоняет из него историческую правду. Для него искусство - не
толкователь истории, а ее заместитель. Вместо живых лиц В. выводит
отвлеченных представителей той или другой идеи. Кроме того, роман полон
несообразностей: Мильтон представлен, например, декламирующим у Нинон де
Ланкло в обществе Корнеля и т.п. Но, при общей слабости романа,
отдельные эпизоды очень хороши, как напр. история Urbain Grandier,
поэтический образ Мари Гонзаг и др. Настоящим событием было, в свое
время, первое представление (24 октября 1829 г., на сцене французского
театра) "Отелло", переведенного В. (в стихах) и познакомившего
французскую публику с истинным Шекспиром, без "поправок" во вкусе Дюси.
Для молодой романтической школы это было торжеством, подготовившим
появление и успех "Эрнани".
В "Servitude et grandeur militaires" (1835) симпатиями автора
пользуются более всего старые служаки, у которых чувство долга и чести
составляет вторую натуру. Их беспрекословная покорность, стоическое
исполнение самых опасных и трудных обязанностей возбуждают в поэте
глубокое уважение к этим безвестным героям долга и наполняют его
ненавистью к рабству, в котором их держит военная сила. В романе:
"Stello" (1832) Виньи скорбит о том, что поэт одинок в современном
обществе. При всяком государственном строе он является лишним: монархи
его боятся, конституционные государства убивают его презрением,
республики выключают его из своей среды. Иллюстрацией первого случая В.
берет историю Жильбера при Людовике XV, второго - Чаттертона, убивающего
себя после того как лорд-мэр, прочтя его стихи, предлагает ему место
лакея, и третьего - Андре Шенье, умирающего на эшафоте. Особенно
драматичен эпизод Шенье и рассказ о последних днях террора. Историческая
сторона слаба, но книга полна настоящей поэзии и большой красоты в
отдельных эпизодах. В истории романтизма В. занимает большое место не
только стихотворениями и романами, но и несколькими драмами, из которых
самая крупная "Чаттертон", представленный в 1835 г. В "Чаттертоне"
драматизирован один эпизод Стелло, и еще резче чем в романе В. защищает
в драме право поэта на свободное существование. Он показывает, как
материалистическое общество доводит до самоубийства поэта, живущего
высшими интересами; он требует для поэта права жить и мечтать, т. е.
хлеба и досуга. Теперь драма В. кажется сентиментальной; но при
появлении "Чаттертона" общество переживало пароксизм идеализма, и идея
В. находила отклик в сердцах. Театр был полон длинноволосыми юношами,
считавшими, что единственные занятия, достойные "высших натур" - поэзия
и живопись. Эта аудитория аплодировала каждому слову Чаттертона,
идеализирующего искусство, казнящего жизненную пошлость в лице мужа
Китти и лорда мэра.
В 1842 году В. был избран в французскую академию. Еще раньше, со
второй половины тридцатых годов, он почти совсем перестал печатать свои
произведения, да и писал сравнительно немного, ведя уединенную,
замкнутую жизнь в своем имении и только ненадолго приезжал в Париж. Его
биографы приписывают эту перемену разочарованию, которое он испытал в
своей страсти к знаменитой актрисе Дорваль. Оно отразилось в одном из
самых могучих стихотворений Виньи: "La colere de Samson". И прежде
расположенный к меланхолии, он выработал себе теперь своеобразный
пессимизм, чуждый отрицания, но проникнутый сомнением в божественной
справедливости ("Le Mont des Oliviers"), подавленный равнодушием и
холодностью природы ("La maison du berger"), молчаливо и терпеливо
ждущий смерти ("La mort du loup"), полный сострадания к человеческому
горю. "Мирное отчаяние"
- говорит он в своем "Дневнике" ("Journal d'un poеte"), напечатанном,
как и последние его поэмы ("Les Destinees"), уже после его смерти, -
"без гневных судорог и без упреков небу: вот истинная мудрость".
Никогда, может быть, дарование В. не достигало такой силы, как в этом
наименее известном периоде его творчества. Из книг, посвященных В.,
заслуживают внимания: A. France, "Alfred de Vigny, etude etc.
" (Пар.,
1866); Godefroy, "Hist. litter, du XIX s. "; Th. Gautier, "Histoire du
romantisme" и в особенности Maurice Paleologue,
"Alfred de Vigny" (в
коллекции "Les grands ecrivains francais").
На русский язык переведены "Чаттертон" И. С. Воейковым (1836 и 1859);
"CinqMars" - Очкиным (Спб., 1835); "Стелло или голубые бесы" (1835);
"Смерть волка" (поэма; "Русская Мысль", 1886) и др. Его биографию см.
"Отеч. Записки", 47 т.