Вино
, подобно другим
хмельным напиткам, вызвало у всех народов
множество разнообразных сказаний, касающихся особенно его происхождения.
Уже в древнейшую эпоху жизни индоевропейских народов хмельные напитки
были известны, и особенно ценился опьяняющий напиток сома, который
считался самым священным и благородным даром неба; в честь сомы
сочинялись и пелись гимны, записанные в ведах и авесте, а человек
упившийся этим напитком считался прорицателем: бог говорил его устами. У
греков мы уже встречаем различные взгляды на вино: спартанцы гнушаются
его; другие хотя и презрительно смотрят на пьянство, тем не менее ценят
этот вакховый подарок, и устраивают от времени до времени в честь его
вакханалии. Тогда же являются сказания о происхождении растения, которое
дает вино. По этим сказаниям Вакх, нашедший маленькую виноградную лозу,
хотел ее пересадить, для чего вложил ее в птичью кость; но на дороге
растение стало так быстро расти, что надо было искать другого
вместилища: тогда Дионис посадил его в львиную и потом в ослиную кость.
Прибыв в Наксос, он посадил лозу в землю вместе с этими тремя костями, и
потому люди пьющие вино сперва поют как птички, потом становятся львами
и наконец обращаются в ослов. В связи с греческим преданием находится
другое, более древнее талмудическое предание о том, что, когда Ной сажал
виноградную лозу, Дьявол полил ее кровью овцы, льва, обезьяны и свиньи,
вследствие чего вино производить соответственные последствия. В слове
Мефодия Патарского говорится, что Дьявол научил жену Ноя делать хмельной
напиток; с гораздо большими подробностями рассказывается в повести
"Отчего уставися винное питие", как черт научил мужика делать водку, и
как последний разбогател вследствие этого. Нечто подобное повторяется в
одной белорусской (Боричевский, "Народные славянские рассказы", 167) и в
малорусской (Драгоманов, "Малорусские народные предания и рассказы", 17)
сказке, где вино тоже является дьявольским изобретением. Как известно
Лев Толстой обработал это сказание в одной из новейших сказок своих.
Богомилы учили "яко вино и жена от Диавола естаа" и доказывали, что и
здесь виновен главным образом Сатанаил, и таким образом создались
легенды о происхождении виноградной лозы.
И. Л.
|