Верстовский
Алексей
Николаевич, один из талантливейших и весьма
известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ.,
в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как
исполнитель, и как компознтор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В.
нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к
водевилям: "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и, в
сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка
оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом,
В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля:
"Проситель", "Пастушка" и "Старушка волшебница". В этот юношеский период
им написана также музыка к стихам Жуковского: "Гезиод и Омир",
"Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина: "Слыхали ль вы"
и "Черная шаль". Эти неболыния вокальные произведения пользовались в
свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал
несколько нумеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский"
(1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором
талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера
эта была поставлена в Москве, на сцене петровского театра. Либретто
написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды.
Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы,
был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии, многие отрывки
из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали
всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор
"Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем
фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и
пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное
влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере - куплетная. Настоящий
драматически музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Чрез четыре
года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В.:
"Вадим или двенадцать спящих дев", на тексты Шевырева. Эта опера по типу
сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг
своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина,
композитора екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле"
одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и
предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно в том, что он
стремился к национальной опере, при условиях, указывавших, по-видимому,
на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами,
для которых брали музыку известных западных композиторов, народной
песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов - всем
этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В.
публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в
"Аскольдовой могиле", В. явился не компилятором, а самостоятельным
талантом. Хор: "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни
торопки: "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили
чарочки по столику" вошли, по своему русскому характеру, в народный
репертуар. Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно
сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за
Царя". В "Аскольдовой могиде" нет сплошного местного колорита. На ряду с
русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком,
полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена
симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают
"Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской
оперы. Следующая оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта.
"Тоска по родине", с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела
еще успех, благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон на яву", с
текстом князя Шаховского, потерпела неудачу. Последняя опера В.:
"Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжении нескольких лет в
репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей.
Между двумя последними операми, В. перевел с французского пьесу "Le
mariage extravagant", названную им "Дом сумашедших". Пользуясь
уважением, как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в
1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался
до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827 - 1828 гг. Верстовский
издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не только в Москве и
Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. статью А. Н.
Серова: "Bepстовский и его значение для русского искусства"
("Иллюстрация" 1862, ь250).
Н. Соловьев