Венеция
(итал. Venezia) -
город и крепость, главный город одноименной
провинции Итальянского королевства, один из замечательнейших городов
Европы по своему положению, произведениям искусства и истории. Лежит на
118 островах, в лагунах Адриатического моря, в 8,5 килом. от материка и
имеет около 12 км. в окружности. Между 378 городскими мостами,
соединяющими между собою отдельные острова, особенно замечателен
построенный в 1588 - 91 г., архитектором Антонио да Понте, знаменитый
Понте-Риальто, ведущий, подобно двум, построенным в 1854 и 1858 гг.
железным мостам, через Большой канал, самый значительный из 157 каналов.
Имея в длину 3 км., в ширину 30 - 60 м., канал этот разделяет город на
две неравные части, и его левый берег весь застроен дворцами. Здания
города, между которыми не мало полу развалившихся дворцов и великолепных
церквей, построены на сваях и почти все обращены лицевым фасадом к
каналам, которые являются настоящими широкими и длинными водяными
путями, тогда как собственно улицы до того узки, что по ним едва могут
пройти рядом три человека. Хотя в городе более 200 площадей, но этого
названия заслуживает только окруженная дворцами и крытыми ходами площадь
св. Марка, имеющая в длину 175 м., в ширину 82 м. и выложенная
мраморными плитами. На ней возвышается патриаршая церковь (или собор св.
Марка), построенная в своеобразном стиле, соединяющем в себе характер
византийской архитектуры с формой романских базилик. Она построена была
первоначально в 976 - 1071 г., потом до XVII ст. несколько раз
перестраивалась и украшена множеством мозаических работ и орнаментов из
камней самых редких пород. По сказанию, в этой церкви покоится тело
евангелиста Марка, которое в правление дожа Джустиниано Партеципацио
(828 - 830) перевезено было сюда из Александрии в Египте. Над главным
входом стоят четыре античные конские статуи, находившиеся некогда в
Константинополе, а при Наполеоне I - в Париже. Церковь построена в форме
греческого креста, имеет в длину 76,5 м., в ширину 62,6 м. и украшена
внутри и снаружи слишком 500 колоннами. Разделенный на пять отделов,
богато украшенный главный фасад был окончен постройкою в 14 стол.
Колокольня, в 98 м. вышиною, стоит отдельно от церкви, на площади св.
Марка. Далее, на той же площади возвышается дворец дожей (Palazzo
ducale) - здание, замечательное по величавости и красоте своей
архитектуры и по собранию самых драгоценных произведений живописи.
Постройка его начата была в 1350 году. Филиппом Календарио и окончена
только в 1442 г. Две возвышающиеся одна над другою галереи окружают
дворец с двух сторон; во дворе находится знаменитая "Лестница исполинов"
с двумя стоящими на ней колоссальными статуями Нептуна и Марса; на
верхней площадке ее короновались дожи. Сохранилось еще со времен
республики здание государственной тюрьмы - так называемые свинцовые
кровли (piombi), с Мостом вздохов (Ponte dei sospiri). В великолепной
зале Большого совета, с прилегающими к ней комнатами, помещается с 1812
г. знаменитая библиотека Марка с своими рукописными сокровищами; она
украшена множеством картин, между которыми находится величайшая из всех
картин в мире, работы Тинторетто, изображающая рай. В восточном флигеле
дворца находится археологический музей, с греческими мраморными
статуями, а верхний этаж отведен для Istituto di Scienze с его
естественно-историческими коллекциями. Против дворца дожей, на так
называемой Пиаццетте, построено здание библиотеки, теперь обращенное в
королевский дворец, образцовое произведение Сансовино; вблизи находится
великолепный монетный двор (la Zecca), построенный тем же архитектором.
Площадь св. Марка служит собственно единственным местом прогулки
венецианцев, средоточием всей общественной жизни и сборным пунктом для
иностранцев. Начатый постройкою в 1304 г. арсенал лежит на окруженном
высокими стенами и башнями острове и приспособлен к постройке больших
военных кораблей. У крайнего входа в этот арсенал стоят четыре античные
льва, перевезенные сюда в 1687 г. из Пирея; в оружейной палате хранятся
остатки Буцентавра.
Кроме патриаршей и 98 других католических церквей в Венеции есть еще
церкви униатов, армян и протестантов. Самые замечательные из церквей,
как по своей архитектуре, так и по произведениям искусства: Sta-Maria
gloriosa dei Frari, с гробницами Тициана, Кановы и др., S.-Giovanni е
Paolo, с гробницами многих дожей, между которыми самая красивая -
гробница Андреа Вендрамина, Sta-Maria
della Salute,
San-Giorgio
Maggiore, Madonna dell'Orto,
San Zaccaria и мн. др.
У евреев семь
синагог. Число дворцов чрезвычайно велико; многие фамилии, некогда ими
владевшие, теперь вымерли или обеднели. Самые старинные дворцы - каков,
например, реставрированный недавно Fondaco de Turchi, относят, к Х
стол., - построены в мавританском стиле, а возведенные в XIV и начал XV
стол. - в готическом стиле. Далее идут дворцы стиля Возрождения
(Корнер-Спинели, Вендрамин-Калерджи, Пезаро, Гримани). Из посвященных
наукам и искусствам общественных зданий заслуживают упоминания: институт
наук, главный архив (один из обширнейших и богатейших в Европе),
музыкальная консерватория; академия художеств с богатым собранием
картин, городской музей с библиотекою, картинами и скульптурными
произведениями, здание постоянной художественной выставки, торговая
академия, навигационное и промышленное училище с обсерваторией,
армянская академия, публичная библиотека с кабинетом для чтения,
собранием картин и монет. Весьма много благотворительных заведений, как
то: большая больница св. Иоанна и Павла, дома умалишенных на островах
Сан-Сервилио и СанКлементе и проч. Из пяти театров Венеции самый большой
- Ла-Фениче, построенный в 1837 г. Медуной.
Число жителей, доходившее в цветущее время города до 190000, в начале
XIX стол. уменьшилось на половину, но к 1884 г. снова возвысилось до
141400. Главнейшие произведения промышленности составляют стеклянные и
мозаичные изделия, особенно искусственный жемчуг, далее бархатные и
шелковые материи, мыло, воск, изящная мебель, галантерейные товары и
искусственные цветы. По части стеклянной фабрикации В. некогда опередила
остальную Европу, но в настоящее время многие страны успели превзойти ее
в фабриками зеркал и других крупных изделий из стекла. Лишь весьма
недавно снова достигла процветания пользовавшаяся некогда такою громкою
известностью кружевная промышленность В. Вообще торговля, которая в 1421
г. производилась на 3345 судах с 36000 матросов и 16000 судорабочих,
долго была в упадке, но после того, как В. посредством железного моста,
имеющего 3601 м. в длину и 222 арки, соединена была с Верхней
итальянскою железнодорожною сетью (1845) и особенно после открытия
Суэцкого канала, торговля В. стала снова развиваться и процветать. Сумма
привоза равнялась (1885) 251318472, а отпуска - 202031663 франков.
Главные статьи торговли составляют хлеб, масло, конопля, хлопок,
шелк-сырец и нефть. В том же году в приходе было 2732 корабля,
вместимостью в 824291 т.
Перед входом в В. лежат гавани Лидо и Маламокко. Как бы предместьями
В. служат острова Джудекка (с построенною в 1676 г. архитектором
Палладио церковью Спасителя), Санджорджо, Санта-Элена, Сан-Микеле и
Мурано (с двумя большими стеклянными заводами). Несколько далее лежат
острова Сант-Лаццаро (с армянским монастырем), Лидо (с заведениями
морских ванн) и Сан-Эразмо (с превосходными огородами). Частые рейсы
пароходов поддерживают сообщение с Триестом и Востоком. Ср. Cicognara и
Diedo, "Fabbriche piu cospicue di Venezia" (Венец., 1815); "Venezia e le
sue lagune" (3 т., Венеция, 1847);
Gsell-Fells, "Venedig"
(Цюрих, 1887);
его же, "Oberitolien" (Лейпциг, 1888);
Yriarte, "Venise" (Париж,
1878);
"V., histor-topogr.
-artistisches Reisehandbuch" (Tpиест,
1878);
Adalbert Muller, "V., seine Kunstschatze und histor. Erinnerungen" (4
изд., Венеция, 1876);
Molmenti, "Die Venetianer" (Гамб., 1886);
Molinier, "Venise, ses arts, ses musees" (1889).
|