Вариация
(от латин. слова
varius, различный). - Вариацией, т.е.
изменением или уклонением, считается в музыке прием, вследствие которого
мелодия видоизменяется, не теряя, при этом, своих характерных очертаний.
В., по отношению к мелодии, можно сравнить с мимикой, благодаря которой
лицо, прежде находившееся в спокойном состоянии, получает всевозможные
выражения. Приемы В. встречаются в очень многих музыкальных сочинениях,
как средство украшения или видоизменены мелодии, ради разнообразия при
ее повторении. Нет композитора, который бы в своих сочинениях не
прибегал к этому приему. Форма В., имеющая более самостоятельный
характер, состоит в том, что за мелодией - или так называемой темой -
следует целый ряд вариаций. Их к теме пишется от трех (напр., соната ор.
14, ь 2, Бетховена) до 30 и более (32 В. на тему в C-moll Бетховена).
Тема не должна быть обширна; форма ее - период или двухколенный склад.
При этом необходимо характерное и ясное мелодическое очертание;
сопровождение темы должно быть несложно. Тему следует писать так, чтобы
слушатель мог ее легко запомнить. Чем меньше тема, тем вариаций больше.
Средства В. следующие: гармоническая фигурация, мелодическая фигурация,
перемена гармонизации, перемена наклонения, перемена ритма, темпа. В.,
следующие за темой, которая в них сохраняет свою форму, называются
формальными вариациями. Ряд В. заканчивается кодою или же пьесою,
как-то: маршем, полонезом, фугою, в основе которых лежит вся тема или ее
мотив. Такая пьеса называется характерною вариацией. В. пишутся для
отдельного инструмента, для голоса, для оркестра. В произведениях
русских композиторов вариационный прием встречается очень часто, в
особенности у Глинки, Рубинштейна, Чайковского.
Н. Соловьев.
|