Варварские
законы, или
варварские правды (leges barbarorum) -
сборники права отдельных германских племен, называемые leges barbarorum
в противоположность leges romanae. Некоторые из этих сборников именуются
pactus, ewa, edictus; так, алеманский свод носит часто название Pactus
Alemannorum, свод права франков - хамавов - Ewa Chamavorum,
лонгобардский сборник - Edictus Langobardorum. Эти вторичные названия
очень важны, с полной очевидностью указывая происхождение сборников.
Дело в том, что тем сборникам, которые являются результатом официальной
кодификации, произведенной по инициативе и при непосредственном участии
короля, соответствует наиболее название edictus; те записи обычного
права, которые сделаны по решению народного собрания выборными сведущими
людьми (sapientes, legislatores), всего точнее обозначаются германским
словом ewa; те своды, появление которых есть результат договора,
соглашения между народом и королем, очень удобно могут быть обозначены
термином pactus. Большая часть сохранившихся до нас сборников
"варварских законов" принадлежит, по своему происхождению, к последней
категории.
Временем появления сводов германских законов нужно считать период от
половины V-го до средины IX века. Соприкосновение германцев с
римско-христианской культурой было тем импульсом, который заставил новые
народности облечь свое обычное право в письменные формулы. Косвенным
образом это доказывается следующими фактами: а) тем, что язык всех
сборников - латинский; б) что первые своды права являются у народностей,
ранее других вошедших в тесные отношения с римским миром - именно, у
франков салических и рипуарских, алеманнов, баварцев и т.д.; в) что
позже всего создались сборники у тех германцев, которые далеко стояли от
римской образованности; так, у фризов, саксов, англов и веринов
(турингов) появляются писанные законы лишь в VIII - IX в. Почти во всех
сборниках права первоначальный текст с течением времени подвергался
значительным изменениям и дополнениям, в виду того, что сборники служили
сводами действующего права и постоянно должны были отражать в себе
перемены, вырабатывавшиеся жизнью в юридических отношениях.
По содержанию эти сборники далеко не полно представляют материал
обычного права германских племен; в них мы встречаем только те
положения, в закреплении которых, по-видимому, была настоятельная
необходимость. Главную их часть занимает перечисление преступлений и
наказаний; встречаются также постановления относительно
судопроизводства; изредка попадаются и гражданско-правовые узаконения.
Законоположения государственного права находятся лишь, в небольшом
числе, в рипуарском, алеманском и баварском сводах. Характерной чертою
всего германского племенного права является принцип личности права (ему
противополагается принцип территориальности права); так, по известному
сборнику права, напр. по салическому, мог судиться только тот, кто
принадлежал по крови к данной, т.е. салическо-франкской народности. В
виду господства этого принципа римляне (или галло-римляне) судились по
римским законам, при чем в государствах вестготов и бургундов появились,
в параллель германским сводам, особые сборники под названием: "Lex
Romana Visigothorum", "Lex Romana
Burgundionum". Почти все "варварские
законы" можно найти, в хороших изданиях, в отделе "Leges" у Перца в
"Monumenta Germaniae".
С. С.
|