Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Вакх

или Бахус,  называемый  иногда  греками  Дионисом,  а  римлянами
Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого
был греками перенят очень рано. Вследствие  распространенного  в  Греции
виноделия  этот  культ  укоренился  прочно,  особенно   между   сельским
населением.  По  предположению  некоторых  исследователей,  Вакх  -  бог
греческий, в мифы о котором и в обряды  почитания  вкрались  с  течением
времени чужеземные элементы,  преимущественно  фригийской  и  фракийской
религии. Это  бог  небесной  и  земной  влаги  и  обусловливаемой  ею  и
солнечным  теплом  живой  силы  природы,  а  также  -  бог  вина  и  его
возбуждающего действия на  человека.  Большинство  народных  празднеств,
посвященных ему, непосредственно связаны  с  занятиями  по  виноделию  и
виноградарству. Так  напр.,  потребление  нового,  свежего  вина,  после
окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике  особым
празднеством - Дионисиями; начало разливки уже выбродившего вина имело в
Афинах свое празднество  -  Антестерия,  праздник  цветов.  Все  мифы  и
рассказы о том, как В. посещал Энея в Этолии и Икара в  Аттике,  подарил
им  винную  лозу  и  научил  виноделию,  странствовал,  в  сопровождении
сатиров, силенов,  менад  и  вакханок,  по  всем  странам,  занимающимся
виноделием - все это  вытекает  из  значения  Вакха,  как  бога  вина  и
веселья. Сказания эти приобрели особое распространение после  завоевания
всего Востока Александром Македонским, когда культ В. был перенесен даже
в Индию.
   Дионис был сын бога небес и грозовой  тучи  или,  иначе,  сын  богини
земли, оплодотворенной небесным богом под видом  ливня.  Это  поэтически
переделанное сказание делает его, затем, сыном дочери  фиванского  царя,
Семелы, и Зевса, при чем рассказывается  следующее:  Семела,  по  совету
ревнивой  Геры,  пожелала  увидеть  Зевса  во  всем  его  царственном  и
божественном блеске, но когда тот явился окруженный молниями  и  громом,
она упала замертво. Зевс вынул тогда из чрева  матери  недоношенное  еще
дитя, Диониса, заключил его в своем бедре, и родившееся  вторично  после
некоторого времени дитя отдал на воспитание нимфам. По другому сказанию,
Вакх считается сыном Зевса  и  Деметры  или  Персефоны,  в  услужении  у
которой он является в Элевзисе (в мистериях). Орфийцы  называют  Диониса
Загреем и рассказывают, что он,  умерщвленный  и  разорванный  на  части
титанами, ожил снова после того, как Зевс проглотил его сердце  или,  по
другой версии, отдал его Семеле. Это сказание о страдании и смерти бога,
а затем  о  его  воскресении,  связано  непосредственно  с  расцветом  и
увяданием природы во время годичного цикла времени. Ночные празднества в
честь В. совершались во многих местах Греции. На Кифероне, по  преданию,
фиванский  король  Пентей,  в  наказание  за  преследование  бога,   был
растерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство, и между  прочим
собственной матерью, принявшей его за какое-то животное. Это и  подобные
ему сказания объясняются тем, что  действительно  некоторые  женщины,  в
исступлении и экстазе (менады неистовствующие), разрывали в жертву  богу
живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях
в старое время приносились Дионису даже человеческие жертвы, как на  это
указывает отчасти и прозвище бога  -  Оместес  (поедающий  сырое  мясо).
Чуждое греческой  натуре,  неистовое  чествование  Вакха  подверглось  с
Греции  полному  преобразованию.  Оно  вскоре  получило   художественный
оттенок и слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические  фригийские
обряды, в которых немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ
производительной силы природы, исчезли, приняв постепенно форму комедий.
Другая форма драматической поэзии, трагедия, образовалась  из  так  наз.
дифирамбов - хоровых песен,  в  которых  мужчины,  переодетые  сатирами,
воспевали деяния и страдания бога. В Наксосе, где, по  преданию,  Дионис
встретил покинутую Тезеем Ариадну и сделал ее своей женой,  празднование
Вакха состояло из двух частей: в первой оплакивалось плачевное положение
забытой Ариадны, а вторая выражала шумную радость по  поводу  счастливой
развязки. В Риме культ Вакха - или, как  его  прежде  называли,  Либера,
отождествленного со староитальянским LiberPater, -  был  заимствован  от
южно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны(Цереры).  В
496 году до Р. X. был построен  общий  храм  для  всех  трех  божеств  и

 
установлен ежегодный праздник в марте месяце - Либералия.  Только  много
позже  введено  греческое  мистическое  служение  Вакху,  которое  здесь
приняло  вскоре  характер  крайней  распущенности  и  безнравственности.
Произведения искусства более ранние представляют Вакха  в  виде  мужчины
уже в зрелом возрасте, величественной  осанки,  с  длинными  волосами  и
бородой, в длинной одежде, с повязкой  на  голове  и  чашей  или  кистью
винограда в руке. Более позднее искусство изображало В. юношей, мягкого,
нежного  телосложения,  совсем  нагого  или  прикрытого  оленьей  шкурой
(небрис) и в охотничьих котурнах. На голове у него повязка  и  венок,  в
руке тирс. Ср. Muller, "Denkmaler der  alten  Kunst"  (2  тГеттинген,
1860); Konze, "Heroen und  Gottergestalten  der  griech.  Kunst"  (
Вена,
1874).
  
Вакханалия.  -  Так  называли  римляне   оргические   и   мистические
празднества  в  честь  бога  Вакха  (Диониса),  шедшие  ст.  Востока   и
распространившиеся сначала по Ю. Италии и Этрурии, а ко II в. до Р. X. -
по  всей  Италии  и  в  Риме.  Празднества  эти  соединялись  с   диким,
исступленным  разгулом  самых  низших  животных   страстей   и   нередко
сопровождались насилиями и убийствами. В 186 г. сенат принял против  них
самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло  до  нас  на
бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили  розыски
по всей Италии,  последствием  чего  было  множество  казней,  ссылок  и
заточений (Ливий, 29, 8 - 18): Совершенно искоренить эти безнравственные
мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для  обозначения
шумных попоек, и в этом смысле употребляется и у нас. Ср. П.  Бодянский,
"Римские вакханалии и преследования их в VI веке от осн. гор.  "  (Киев,
1882).

 
   А. П.
   Вакханты, вакханки - так  назывались  участники  и  участницы  ночных
празднеств Вакха. В XIV - XVI вв. Вакхантами называли иногда в  Германии
странствовавших из школы в школу учеников; они существовали на  средства
благотворительности (в некоторых городах были устроены для них приюты) и
продолжали свои странствования обыкновенно  до  30-летнего  возраста,  а
потом делались помощниками учителей. В., которых в насмешку называли еще
Beani (bejaune, becjaune), Gelbschnabel, сами имели учеников (Schutzen),
которых нередко эксплуатировали. Гордостью школ было, в XVI  ст.,  иметь
возможно больше вакхантов.  Известнейшие  вакханты  -  Burkard  Zingg  и
Thomas Platter, сами описавшие свою жизнь.
   А. П.
  

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz