(Цезарь Антонович)
- военный инженер, ген.-майор, заслуженный
проф. фортифакации в акад. Николаевской инженерной, Михайловской
артиллерийской и Генерального штаба, композитор и музык. критик, род. в
1835 г., ученик Монюшки. Впервые выступил в качестве композитора в 1859
г. в концертах русского музыкального общества, где было исполнено его
скерцо f-dur для оркестра. В 1869 г. поставлена на сцене Мариинского
театра его опера "Ратклиф", в 1876 г. - "Анжело". Еще в 1859 г. К.
написал оперу "Кавказский пленник", которая в 1883 г. была поставлена на
сцене Мариинского театра в переработанном виде. Комическая опера "Сын
мандарина" исполнялась на сцене клуба художников и на многих
любительских спектаклях. Наибольший успех К. имел со своими романсами и
berceuse дла скрипки. К. - автор многих оркестровых произведений и
камерной музыки. В 1893 г. в парижской Комической Опере поставлена опера
К.: "Le Flibustier". С 1864 по 1876 гг. К. помещал в "СПб. Ведомостях"
музыкально-критические статьи; позднее был сотрудником в "Неделе",
"Голосе", "Музыкальном Обозрении" и пр. В Париже издана его книга
"Lamusique en Russie". Подробный список соч. К. помещен в каталоге
Бесселя.
К. преподавал фортификацию ныне благополучно царствующему Императору
Николаю II. Труды К., пользующиеся наибольшим успехом в военном Mиpе:
"Атака и оборона современных крепостей" (1881); "Опыта рационального
определения величины гарнизона современных крепостей" (1884); "Краткий
исторический очерк долговременной фортификации" (1889) и "Краткий
учебник полевой фортификации" (7е изд. 1894). Во время Восточной войны
К. был командирован на Дунай для обзора фортификационных работ и
написал: "Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий
в Европе и Турции", перев. на иностранные языки. О нем см. "Артист" ь34;
М. Иванов ("Пчела", 1876). Воспоминания о нем В. Крылова в "историческом
Вестнике" (1894); Merci Aigenleau, "Cesar
Cui" (П. 1888).
|