(Гюстав Сourbet) -
французский пейзажист, жанрист и портретист.
Род. в 1819 г., в Орнане. Склонность к искусству привела его, в 1839 г.,
в Париж, где он занимался во многих мастерских, долее всего у Штейбена,
Ог. Геска и Давида Анжерского. С первого же своего произведения,
выставленного в. парижском салоне 1844 г. (картины "Раненый"), выказал
себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал
по этому направлению, считая конечною целью искусства передачу голой
действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже
изяществом техники. При уме и значительном таланте художника, его
натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистическою
тенденцией, возбудил много шума в артистических и литературных кругах и
приобрел ему не мало врагов, но также массу приверженцев, к числу
которых принадлежал известный писатель Прюдон. В конце концов, К. стал
главою реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся
оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Его рознь с прочими
художниками дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал
в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих
произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 г. К.
примкнул к парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и
руководил низвержением Вандомской колонны. После падения коммуны,
высидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорен к
пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это
заставило его удалиться в Швейцарию где он и умер в нищете, в 1877 г.
Наиболее любопытные из произведений К.: "Похороны в Орнане", собственный
портрет, "Козули у ручья", "Драка оленей", "Волна" (все пять в луврском
музее, в Париже), "Послеобеденное кофе в Орнане" (в лильском музее),
"Разбиватели шоссейного камня", "Пожар" (картина, по своей
антиправительственной тенденции, уничтоженная полицией), "Деревенские
священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки" (едкая сатира на
духовенство), "Купальщицы", "Женщина с попугаем", "Вход в долину
Пюи-Нуар", "Ораньонская скала", "Олень у воды" (в марсельском музее) и
многие пейзажи, в которых талант художника выражался всего ярче и
полнее. Ср. Сеtе
d'Ideville, "Gustave Courbet" (П., 1878); С.
Lemonnier,
"С. et son oeuvre" (1878); Тh.
Silvestre, "Histoire des artistes
vivants" и J. Claretie, "Peintres et sculpteurs"
(1882).
А. С - в.
|