- в
архитектуре, покрытие круглого, четырехугольного или
многогранного пространства, представляющее изнутри вогнутую поверхность
полушария, шарового сегмента, отрезка эллипсоида или вообще какого-либо
тела вращения и имеющего сходство с опрокинутою чашею (итальянское
cupola, от слова cupo = вогнутость, углубление). К. может быть
деревянный, сделанный из глины, металлический, но этим термином
преимущественно означается покрытие сводчатое, сложенное из кирпича или
камня. Происхождение К. теряется в глубокой древности. Так, он
встречается в доисторических памятниках Галлии, в курганах Сардинии, в
надгробных памятниках Лидии, в сокровищницах первобытной Греции (напр.,
сокровищница Атрея, в Микенах), в этрусских погребальных склепах, в
нубийской пирамиде Курна и т. д.; но более всего он был в употреблении,
по-видимому, у древних халдеев и персов, как о том свидетельствуют
дошедшие до нас изображения их построек и археологические раскопки,
произведённые в местах нахождения их давно исчезнувших городов.
Зодчество классической Греции почти не прибегало к форме К.; тем не
менее её представляет нам монолит, покрывающий собою небольшой
хорагический памятник Лизикрата, в Афинах. Каменный К., правильной
сводчатой конструкции, является впервые у римлян, которые, разработав
приемы его кладки, в цветущий период своего искусства смело пользовались
им для прикрытия даже весьма обширных пространств, как, напр., в
Пантеоне Агриппы, в котором полусферический К., снабженный вверху
круглым отверстием для пропуска света, прикрывает круглое здание 4З,5 м.
в диаметре. Позже К. сделался любимою формой покрыт. в византийской
архитектуре, впервые удачным образом разрешившей задачу помещения его
над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще
многоугольного плана, а именно посредством устройства пандантивов или
парусов. Усовершенствованный таким образом К. распространился из
Византии по всем ее провинциям и по странам, подвергшимся ее влиянию,
перешел на Запад - в Италию (равенские крестильница и црк. св Виталия,
венецианский собор св. Марка), на берега Рейна (императорская капелла, в
Ахене), во Францию (црк. св. Фронта, в Перигё), был унаследован
мусульманским искусством, Арменией, Грузией и Россией. Высшую степень
развития К. получило в итальянском зодчестве эпохи Возрождения (К.
Брунелески, во Флорентийском соборе, Микеланджеловый К. над римскими
собором св. Петра и проч.). В новейшей архитектуре, К. помещается по
большей части не прямо на стенах покрываемого им пространства, но между
ними и им воздвигается, как посредствующее звено, более или менее
высотой цилиндрический тамбур (барабан), прорезанный окнами, служащими
для освещения как самого К., так и подкупольной части здания. Впрочем,
тамбур употреблялся еще и в византийском храмоздательстве. Иногда, для
лучшего освещения К., в его вершине делается круглое отверстие, над
которым воздвигается так назыв. фонарь - второй небольшой К.,
подпираемый тамбуром с окнами. Из К., в сооружениях новейшего времени,
особенно замечательны по своей величине, искусной конструкции и
изяществу: во Франции - к. црк. Инвалидов и Пантеона, в Париже; в Англии
- лондонского собора св. Павла, в Германии - шинкелевский К. берлинского
королевского музея; в России
- моск. храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского собора.
У древних римлян К. украшался изнутри разделкою в виде выступающих
вперед вертикальных и горизонтальных ребер, образующих кассетты, а в
византийской архитектуре - мозаичными изображениями на золотом фоне; в
новейшей архитектуре он предоставляется живописи, преимущественно
фресковой.
А. С - в.
В конструктивном отношении, современный К. представляет собою
простейший из сферическ. сводов, и разрезка его, для получения вида
отдельных составляющих его камней или клиньев, производится посредством
меридиональных плоскостей и сопрягающих конических поверхностей, с
вершиною в центре. Между двумя сопрягающими поверхностями образуется
кольцо, ограниченное этими поверхностями и внутреннею и внешнею
поверхностью К. Каждое полное кольцо, состоящее из клиновидных камней,
будучи совершенно замкнуто и покоясь на нижнем кольце, находится в
равновесии. Такое свойство К. позволяет устраивать в его вершине
отверстия произвольных размеров (пуп), не уменьшающие нисколько
устойчивости свода, а это доставляет чрезвычайно удобный способ
освещения К. сверху. По этой же причине, при кладке К. из мелкого
материала (кирпича), можно обойтись без кружал, так как отдельные ряды
клиньев очень мало наклонены к горизонту и, образуя сомкнутое кольцо, не
нуждаются в подпоре. Толщиною свода задаются по давлению, которое
приходится на пяты К. от веса надкупольной нагрузки. В зависимости от
этого определяются размеры по толщине и в остальных сечениях свода. При
поверке прочности легких и средних К. - берется в рассчет и сцепление
раствора в швах. При проектировании К. серьезного вниманья требует в
особенности обеспечение устойчивости опорных стен, сходящихся в углах
храма и поддерживающих барабан помощью промежуточных цилиндрических
арок. Повреждения, обнаружившиеся в значительном числе церквей,
указывают в большинство случаев на необходимость или устройства
контрфорсов по углам высоких малоустойчивых стен, или же уменьшения
действия на них распора от К. помощью железных связей (К. св. Петра в
Риме, храм св. Владимира в Херсонесе и др.). Если К. оказывает
стремление раздвигать устой или барабан, то, для предупреждения
дальнейшего разрушения, их можно стянуть железными кольцами. В последнее
время усовершенствование систем сквозных металлических покрытий привели
к конструкции железных К., преимущественно для перекрытая круглых
фабр.-заводских и т. п. зданий, служащих для промышленных целей.
Купольная система составляется здесь из отдельных упругих связей,
располагаемых по меридиональным и параллельным кругам, которые для
большой устойчивости соединяются диагональными связями (система
Швеллера). К. зданий берлинского газгольдера состоят из 4 - 5
многоугольных колец и 24 радиальных стропильных ног; кольцо для фонаря
образует 12-угольник. Эти К., пролетом от 32 до 44 м, покрыты картоном.
Существуют подобные К., отверстием свыше 50 м. За образующую
металлического сквозного К. для средней части обыкновенно принимается
парабола. К. по кубической параболе теоретически требует 2/3 материала,
идущего на такой же К. по обыкновенной параболе.
А.Т.
|