, точнее Кршна
- божество древней индийской религии, 8-е
воплощение бога Вишну. К. неизвестен в ведийском периоде и получает
значение лишь позже, когда культ Вишну достигает наивысшего развитая.
Есть основание думать, что К. был сначала местным народным божеством.
Вероятно К. следует видеть в индийском Геракле, о культе которого в
долине Ганга говорит Мегасфен в III в. до Р. Хр. Во II в. история К.
составляет уже содержание драматических представлений в Индии. Легенды о
К. рассказывают, что, по просьбе всех богов, Вишну, с целью избавить мир
от злых духов и особенно от тирана Кансы, царя в области Матуре, на р.
Ямуне, решился воплотиться в 8-м ребенке царицы Деваки, жены Васудевы и
сестры Кансы. Зная из пророчества, что этот ребенок впоследствии лишит
его престола и жизни, Канса старается его погубить, но отец его относит
его к пастуху Нанде на воспитание и выдает дочь пастуха за дочь Деваки.
Когда обман открылся, Канса велит отравить всех новорожденных детей в
своем государстве, чтобы погубить К.; но последний, благодаря своей
чудесной силе и хитрости, счастливо избегает всех козней Кансы. Далее
легенды рассказывают о жизни К. среди пастухов, о подвигах, им
совершенных в борьбе с злыми духами, об его плясках с пастушками и
любовных похождениях, особенно об его любви к пастушке Радге (Radha). В
этом периоде своей жизни К. получил прозвище Говинда или Гопала, т. е.
пастух, волопас. Узнав о пребывании К. и его брата Баларамы среди
пастухов, Канса приглашает обоих братьев в свой город Матуру на
состязание с его борцами, Здесь К. убивает всех борцов и самого Кансу.
Дальнейшие легенды вводят К. в войну Пандуидов и Куруидов, воспеваемую
Махабхаратой, при чем К. стоит на стороне Пандуидов и своими советами
помогает им истребить врагов. После многих побед над демонами и борьбы с
богом Индрой, К., во исполнение проклятия, произнесенного над ним женою
главы Куруидов, царя Дртараштры, истребляет племя Ядавы, к которому сам
принадлежал, и умирает, сраженный стрелою охотника, принявшего его за
газель. Являясь в народном культе преимущественно божеством эротического
характера, К. в религиозно-философской поэме Бхагавадгита отожествляется
с верховным существом, воплощенным в человеческом виде, и излагает
систему индийской религиозной философии, представляющую соединение
Веданты с некоторыми концепциями учения школы Санкьи. Имя К., которое
значит "черный", легенды объясняют темным цветом его тела. Интерес к
индийским легендам о Кришне был возбужден в европейской науке сходством
некоторых из них со свидетельством Евангелия о детстве Иисуса Христа.
Известный санскритолог Вебер старался объяснить это сходство влиянием
христианского учения на учение о К. (см. его исследование "Ueber die
Krishnajanmashtami - Krishna's Geburts-Fest", Берлин 1867), причем
заимствование со стороны индийцев он возводит ко временам древнего
христианства (св. Фомы) в Индии. Другие ученые отрицают такое
заимствование. См. Barth, "The
religions of India" (Лондон, 1891, pp.
219 - 224).
Bc. Миллер.
|