Репетитор английского языка - курсы английского языка
New: Глобальный каталог ресурсов для изучения английского языка
GENNIE - ГАЛЕРЕЯ СТИЛЬНЫХ ПОДАРКОВ
• Предыдущая • Оглавление • Вверх • Следующая •
 

Крещение

-  первое  из  христианских  таинств,   принимаемое   всеми
христианскими вероисповеданиями  и  сектами,  хотя  и  не  в  одинаковом
смысле, и знаменующее собою вступление  в  состав  церковного  общества.
Погружению в воду  или  обливанию  у  всех  почти  народов  древности  -
халдеев,  финикиян,  египтян,  персов,  отчасти  у  греков  и  римлян  -
усвоялось  особое  значение,  в  смысле  не  только  физического,  но  и
нравственного  очищения.  По  словам   Макробия,   у   римлян   обмывали
новорожденных в воде в восьмой или  девятый  день  по  рождении,  причем
нарекали им имя (подробнее см.  Migne,  "Encyciopedie  theologique",  т.
VII, под словом bapteme). Как особое  сакраментальное  установление,  К.
существовало, по свидетельству многих писателей, у евреев, незадолго  до
появления   христианства,    именно    в    период    послемаккавейcкого
восстановления культа для так называемых "прозелитов врат"; оно заменяло
для них обрезание. Даже у природных последователей Моисеева  закона  оно
существовало  некоторое  время,   как   "утверждение   обрезания",   его
дополнение. Наконец, оно упоминается в числе мистерий  секты  ессеев,  у
которых совершалось с особенными тайными церемониями. - Упоминая об этой
чисто внешней аналогии культовых обрядов разных народов  с  христианским
водным  крещением,  большинство  исследователей  отказывается,   однако,
находить генетическое соотношение  между  ними.  На  почве  христианства
установлению собственно христианского таинства  крещения  предшествовало
"крещение  Иоанново"  -  Иоанна  Предтечи,  который,  проповедуя  иудеям
грядущего Мессию, крестил в Иордане  приходивших  к  нему  и  самого  И.
Христа. Когда именно  учреждено  собственно  христианское  К.,  об  этом
существуют  между  богословами  различные   мнения.   Некоторые   (блаж.
Августин) думают, что слова Евангелия: сам Иисус не крестил, но  ученики
его (Иоан. III, 22, IV, 1-2), указывают  на  установление  христианского
К., совершавшегося  апостолами  по  уполномочию  от  И.  Христа;  другие
относят начало его к беседе И. Христа с Никодимом (Иоан. III), третьи  -
ко времени послания И. Христом на проповедь семидесяти  апостолов  (Лук.
X). На основании евангельской параллели между деятельностью  Предтечи  и
деятельностью  И.  Христа  (Mф.  III,  1-2,  5-6;  Луки   VIII,   29-30)
большинство богословов думает, что  во  время  земной  жизни  И.  Христа
учениками его совершалось  еще  К.  Иоанново,  а  христианское  К.  было
установлено  лишь  словами,  сказанными  И.  Христом  к  апостолам  пред
вознесением Его на небо: "идите и научите все народы, крестя их  во  имя
Отца и Сына и св. Духа" (Матф. XXVIII, 19: Марк. XVI, 16). При апостолах
крещению  предшествовало  наставление  вере  в  И.  Христа.   Самое   К.
совершалось  чрез  погружение  в  воду,  что  видно  из   названия   его
(baptisma), а также из К. вельможи царицы Кандакийской апост.  Филиппом.
У апост. Павла К.  называется  также  баней  (loutron)  возрождения.  Во
времена послеапостольские взрослые приготовлялись к К.  чрез  оглашение.
Оглашаемые  (caouonteV)  разделялись  на  три  степени.  Первую  степень
составляли "слушающие" (acouontez, audientes), т. е. заявившие о желании
вступить в церковь и подучившие право входа  в  храм  для  слушания  св.
Писания  и  поучений.  Оглашаемые  второй  степени,  "припадающие"   или
"преклоняющие колена" (prospiptonteVgenuflectentesorantes),  имели
право присутствовать в храме в  продолжение  всей  литургии  оглашенных.
Третью степень оглашенных составляли "требующие"  (соmреtentes),  т.  е.
готовые принять К. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения  -
о Св. Троице, о церкви и т. д. Пред Пасхой желавшие принять  К.  вносили
свои имена в список крещаемых (о чем говорит IV-й карфагенский собор). В
Риме это обыкновенно делалось за 40 дней до К.,  после  чего  оглашенным
усвоялось название избранных -  electi;  они  облекались  во  власяницу,
появлялись между людьми  не  иначе,  как  с  закрытым  лицом,  соблюдали
суровый пост. В четвертое воскресенье поста - у латинян, во второе  -  у
греков  им  назначались  новые,  христианские  имена,  после  чего   они
исповедовались. Перед самой Пасхой они изучали  символ  веры  и  молитву
Господню  и  подвергались  заклинаниям,  что  вместе   носило   название
скрутиций (Scrutitia).  Оглашение  обыкновенно  продолжалось  два  года,
иногда более (для бывших жрецов - три  года),  иногда  -  менее.  Иногда
оглашенные откладывали крещение до последних дней жизни,  чтобы  умереть
свободными от грехов (так было, напр., с  Константином  Вел.).  Церковь,
вообще  говоря,  не   одобряла   "отлагающих   К.".   Совершителями   К.
торжественного  (большого  числа  крещаемых)   были   обыкновенно   сами
епископы. Обычным в древности временем совершения торжественного К. было
"навечеpиe" Пасхи и Пятидесятницы. Местом  К.,  во  времена  гонений  на
христианство, были реки, ручьи и т. п., при  чем  нет  указаний  на  то,
чтобы совершался, предварительно  К.,  особый  чин  освящения  воды.  Со
времени Константина Вел. К. происходило в баптистериях - бассейнах воды,
устроенных в  особых  зданиях  или  при  самом  храме.  О  том,  что  К.
совершалось только чрез погружение, письменные памятники свидетельствуют
единогласно (на Востоке - до VIII в. включительно, на  Западе  -  до  VI
в.). Существовало ли в древней церкви, хотя в исключительных случаях, К.
чрез обливание и окропление - это спорный вопрос  церковной  археологии.
Непосредственно после погружения  на  Западе  пресвитер  помазывал  чело
крещаемого священным елеем, а епископ возлагал ему  на  главу  покрывало
(chrismale, velamen  misticum);  затем  его  облекали  в  белую  льняную
одежду. Носившие ее назывались leuceimonvnteV, in albis  incidentes.  На
Западе ее носили восемь дней; в Египте ее  сохраняли  до  самой  смерти,
надевая ее в более торжественные моменты жизни и пред самой смертью.  На
новокрещенного возлагался  иногда  венок  из  цветов,  из  миртовых  или
пальмовых листьев; в Африке, кроме того, ему надевали на руку  перстень,
по  подобно  евангельского  блудного  сына;  по   некоторым   известиям,
новокрещенному давались особые благословенные туфли. В некоторых церквах
если не сам епископ, то  пресвитер  или  диакон  умывал  и  утирал  ноги
крещенного по выходе его из воды. С светильниками в руках  новокрещенные
шли процессией из крещальни в храм, где причащались св. Тайн; после того
им давали вкушать меда, смешанного с молоком, в  знак  вступления  их  в
церковь, как в некую новую "обетованную землю, кипящую медом и  млеком".
Мученики, над которыми церковь не имела возможности совершить К. водное,
считались  крещенными  в  самом  акте   мученичества;   это   называлось
"крещением кровью". В Азии и Африке  еретиков,  обращавшихся  к  церкви,
перекрещивали,  в  Риме  же  довольствовались  возложением  на  них  рук
епископом. Позже установлено перекрещивать только тех еретиков,  которые
крещены были не во  имя  Отца  и  Сына  и  Св.  Духа.  Тяжко  больных  и
заключенных  в  тюрьмах  крестили  чрез  обливание  или  окропление.  К.
младенцев  еще  со  времен  апостольских  составляет  бесспорный  догмат
церкви. По общему учению православия и католичества, К. есть таинство, в
котором крещаемый, с произнесением слов: "крещается во имя Отца и Сына и
св. Духа", Божией благодатью очищается от всякого греха  и  соделывается
оправданным и освященным. К., как  духовное  рождение,  не  повторяется,
если один  раз  совершено  правильно.  Однократное  погружение,  которым
крестили еретики (евномиане и др.), не признается за  К.  Протестантство
считает К. лишь внешним символом даруемого человеку, независимо  от  его
воли, прощения грехов.  По  Кальвину  и  Цвингли,  К.  -  простой  "знак
божественной   благодати,   удостоверяющий   верующих   в   божественных
обетованиях". Анабаптисты,  отвергающие  К.  младенцев,  считают  К.  за
аллегорический знак  возникающей  и  развивающейся  независимо  от  него
духовной жизни христианина.  Социниане  учат,  что  К.  не  есть  орудие
благодати, преподаваемой верующим, а простой обряд, совершаемый лишь для
того чтобы отличить христианина от не христиан.  В  православной  церкви
взрослого (с  7  лет)  крестят  не  иначе,  как  по  научении  вере  или
оглашении;  что  касается  младенцев,  то  забота  о  научении  их  вере
возлагается на восприемников.  До  К.  взрослых  не  христиан  над  ними
совершается,  в  притворе  церкви,  три  оглашения.  В  случай  смертной
опасности для крещаемого, К. совершается по сокращенному чину; если  нет
при этом священника, позволяется совершать К.  мирянину  (под  условием,
чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был  двоеженцем  и
не совершил тяжкого  греха),  чрез  погружение  или  обливание,  но  под
непременным условием произнесения слов: "крещается во имя Отца и Сына  и
св. Духа".  В  случае  выздоровления  крещенного  сокращенным  способом,
священник дополняет К. чтением  всех  опущенных  молитв,  положенных  по
полному   чинопоследованию    таинства.    Имя    крещаемому    младенцу
предоставляется выбирать его родителям; крещаемые взрослые выбирают  его
сами; если выбор предоставляется священнику, то он обязан  выбирать  имя
святого,  ближайшего,  по  времени   празднования,   ко   дню   рождения
крещаемого, и не должен выбирать имени неудобного для  произношения,  во
избежание его искажения. Запрещается давать одно и тоже имя  двум  детям
одних  родителей;  в  западных  губерниях   запрещается   давать   имена
католических  святых.  Если,   по   ошибке,   дано   ребенку   имя,   не
соответствующее его полу  и  ошибка  замечена  уже  после  К.,  младенца
приобщают св. Тайн и  во  время  причащения  священник  произносить  его
должное имя, о чем отмечается в метрической книге. Вода  для  К.  должна
быть не холодная (принимается к сведению  совет  медиков  о  том,  чтобы
температура ее была в 24%- 26% Реомюра), без примесей и не может быть ни
заменяема  другою  жидкостью,  ни  разбавляема   другою   водою   (напр.
богоявленской). К. должно быть совершаемо в церкви, на дому же - лишь  в
самых крайних случаях. Детей-подкидышей предписывается крестить, если бы
даже при подкинутии их и имелась  записка,  с  означением  что  младенец
крещен, но без указания - кем. Дети от смешанных браков,  если  один  из
супругов - православный, должны быть крестимы по  православному  обряду.
Крещаемые евреи крестят обязательно с собою и детей до 7  лет:  с  отцом
крестятся сыновья, с матерью - дочери. Иноверцы, имеющие более  14  лет,
могут быть крещены и без согласия  родителей.  Восприемниками  не  могут
быть   явные   грешники,   монашествующие   и    совершенные    невежды;
восприемничество заочное воспрещается; при  К.  младенца  мужского  пола
довольно одного восприемника, женского - одной восприемницы. Разрешается
крестить в одной и той  же  воде  нескольких  младенцев.  Подробнее  см.
"Чинопоследование крещения"  по  православному  обряду  в  богослужебной
книге "Требник".  Ср.  Алмазов,  "история  чинопоследований  крещения  и
миропомазания" (Казань, 1884); Chardon,  "Histoire  des  sacrements"  (в
изд.  Миня,  "Carsas  completus  Theologiae",  t.  XX);   Reiches,   "De
baptismatis  origine  et  necessitate..."  
(Геттинг.,   1816);   иером.
Амвросий, "Таинство крещения по чину  православной  церкви"  ("Странник"
1864).
   Н. Б.
 
   Крещение   (этнографич.).   Совершение    таинства    св.    Крещения
сопровождается  на  Руси  пиром  (крестины),  к  которому   приглашаются
знакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает  отца  окрещенного
младенца крестильной кашей или кр. сбитнем - смесью соли, перца, хрена и
т. п. Отец, для общей потехи, морщась ест, а затем платит бабке  деньги.
В Волынской и Подольской губ. кладут  на  порог  избы  топор  и  горящие
уголья; на них должны наступить кумовья, идя крестить ребенка в церковь.
Кума берет в карман иголку и краюшку хлеба, что служит  доброю  приметой
для будущего благосостояния младенца. В тех же губ. весьма охотно идут в
восприемники незаконнорожденного младенца, так как, по поверью, у такого
крестного отца будет хороший скот и хозяйство;  веревку,  служившую  при
этом поясом, берегут как целебное средство. В Уманском у. Киевской  губ.
кумовья, прежде чем нести дитя крестить, расстилают кожух  и  кладут  на
него отцовские штаны, если родился мальчик,  а  если  девочка  -  рубаху
матери; сверху кладут ребенка, качают его, бросают  на  кожух  деньги  и
затем идут в церковь. Кожух и деньги служат предзнаменованием счастья. В
Малороссии крестины празднуются или сейчас после К., или несколько  дней
спустя; гости оделяют деньгами  бабку  и  новокрещенного.  По  окончании
угощения кумовья подносят отцу житную квитку (букетик) и  житную  водку;
жито здесь служит символом доброго житья. Ср. П.  П.  Чубинский,  "Труды
этнографическо-статистической  комиссии  в  зап.  русском  крае"   (СПб.
1872-77); Хр.  Ящуржинский,  "Поверья  и  обрядности  родин  и  крестин"
("Киевск. Старина" 1893, ь VII).
   Крещение Господне - один из важнейших  моментов  в  земной  жизни  И.
Христа.  Когда  настало  время  для  Его  выступления  на   общественную
деятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный  Назарет
и  явился  на  берега  Иордана,  где  К.  совершал  Иоанн  Предтеча  или
Креститель, введший этот обряд в знак очищения  покаявшихся  от  грехов.
Христос был безгрешен, но Он  принял  К.  для  того,  чтобы  собственным
примером освятить обряд, который, благодаря Его искупительным  заслугам,
впоследствии получил значение  таинства  и  сделался  не  знаком  только
покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного
греха. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Марк. XVI,  16).
История К. Господня излагается в Ев. Матф. III, 13-17;  Марк.  I,  9-11;
Лук. III, 21-23; Иоан. I, 32-34.
   А. Л.

 

Курсы английского языка
Африканские косички, мастер-стилист

 

Hosted by uCoz