(Crespi) -
фамилия нескольких итальянских художников, из
которых заслуживают быть упомянутыми: 1) Джованни Баттиста К.
(1557-1633), прозванный иль-Черано (il Cerano), живописец, скульптор и
архитектор, ученик Прокаччини. довершивший свое образование в Венеции и
Риме, причисляется, как живописец, к ломбардской школе. Из его картин,
отличающихся вообще своеобразной, хотя и несколько манерной
величественностью, можно указать в особенности на "Мадонну с четками", в
галерее Бреры, в Милане, и на "Сонм францисканских монахов", в
берлинской галерее, замечательный по чрезвычайной энергичности
выраженного в нем религиозного экстаза. 2) Даниеле К. (1592-1630) -
живописец, сын и ученик предыдущего, имевший, кроме того, своим
наставником Дж. Ч. Прокаччини и, в отношении талантливости, значительно
уступавший своему отцу. Несколько его работ можно видеть в миланской
галерее Бреры, и особенно удачную картину: "Святые латеранского ордена"
- в ц. С. Мария делла Пассионе, также в Милане. 3) Джузеппе Мария
(1665-1747), прозванный "болонским испанцем" (lo Spagnuolo di Bologua),
живописец и гравер болонской школы, ученик А. М. Тони, Д. М. Канути и К.
Чиньяни, заимствовавший потом многое от других мастеров. Он компоновал
очень легко и находчиво, обладал силой экспрессии, умел сообщать
жизненность изображенным движениям, но, к сожалению, погоня за юмором
нередко приводила его к причудливым странностям; работал он слишком
наскоро и мало заботился о качестве красок и об условиях их смешения,
вследствие чего многие из его картин побледнели, а другие сильно
почернели. Картины этого, во всяком случае, весьма даровитого художника,
не составляют редкости в музеях не только Италии, но и остальной Европы.
К числу наиболее интересных среди них могут быть отнесены: "Св.
Семейство" и "Смерть св. Иосифа" (обе в Имп. Эрмитаже, в СПб.), "Мадонна
с Младенцами Христом и св. Иоанном" (в дрезденской галерее),
"Итальянская крестьянка" (у лорда Бэринга, в Лондоне), "Грустящая
монахиня" (в мюнхенской пинакотеке), "Школьная учительница" (в луврской
галерее, в Париже), "Центавр Хирон" (в венском музее) и нек. др. Как
гравер, К. работал иглой, тонко и свободно, и произвел довольно
значительное количество эстампов, передающих как его собственные
композиции, так и картины других художников, напр. Л. Карраччи и А. Ван
Дейка.
А. С-в.
|