или Аравийский
залив (у римлян Sinus arabicus, mаге
rubrum) - представляет большой залив Индийского океана, отделяющий
Аравию от Египта и Абиссинии. С Индийским океаном К. море соединяется
Баб-эль-Мандебским прол., а на С оно примыкает к Суэцкому перешейку, с
прорытием которого в 1869 г. воды К. моря вступили в сообщение с водами
Средиземного моря. К. море расположено между парал. 12ш40' и 30шс. ш. и
между меридианами 32ш20' и 43ш25' в. д. от Гринича. Наибольшее
протяжение К. моря почти по румбу NNW-SSE, между Суэцом и
Баб-эльМандебом около 2227 км.; ширина же его в Баб-эль-Мандебе 26 км.,
затем оно к С расширяется и достигает наибольшей ширины в своей южн.
части, вблизи Массовы, 353 км. Сев. часть моря оканчивается двумя
заливами - Суэцким, составляющим продолжение К. моря на NNW на 315 км. и
наибольшею шириною 46 км., и зал. Акаба, идущим в NNE направлении на 180
км. в длину и наибольше шириною 28 км. Оба последние залива омывают
гористый Синайский полуо-в. Поверхность К. моря 449010 кв. км.; почти
2/3 моря лежат в тропическом поясе. Название К. моря произошло,
по-видимому, частью от цвета грунта дна у берегов, частью от окраски
воды, производимой зоофитами и микроскопическими водорослями. Берега К.
моря большею частью низкие, на С прилегают к пустыням, в южн. части зап.
берег примыкает к гористой Абиссинии; множество коралловых рифов,
рассеянных до всему прибрежью, особенно Аравийскому, и местами тянущихся
на большое расстояние от берега, составляют отличительную черту
побережья К. моря. Южн. часть моря, южнее параллели 18ш с. ш., изобилует
островами, из которых важнейшие группы - у Абиссинии: Дагаляк и у
Аравии-Фаризан; южнее последних, почти по середине моря, вулканические
острова Жебель-Теир и Жебель-Зукур. В сев. же части моря только два
островка выступают ближе к середине моря, подымаясь на его поверхность с
глубины 400 - 600 сажень, именно острова Братья и Дэдалюс.
В отношении рельефа дна К. море представляет собою довольно крутую
узкую котловину, с наибольшею выемкою 1925 м. д 22ш 24' сев. шир. и 37ш
35' вост. долг. Изобата 200 м., севернее 20ш с. ш., проходить весьма
близко от берегов и котловина прерывается здесь только о-вами: Братья,
Дэдалюс и С.-Джон, но южнее означенной параллели береговая полоса рифов
расширяется настолько, что свободная от них часть моря суживается почти
до 1/4 всей ширины моря и, наконец, около параллели 15ш с. ш. глубокая
котловина оканчивается, дно подымается и в Баб-эльМандебском прол.
наибольшая глубина не превышает уже 200 м. На С котловина круто
переходит в сравнительное мелководье у входа в Суэцкий (50-100 м.) и
Акаба зал. (несколько более 200 м.) К. море самое соленое и самое теплое
на земном шаре. Средняя соленость севернее 20шс. ш. 3,89%, южнее этой
параллели она достигает 3,98%, на больших глубинах соленость превышает
даже 4%. В Суэцком канале, особенно по мере. приближения к горькому
озеру, соленость свыше 5%. Темп. воды на поверхности в марте- апреле в
южн. части моря до 30ш Ц., а в сев. до 22ш Ц.; на глубине 1240 м. она
21,4шЦ. при поверхностной температуре 25,3ш Ц. Полагают, что температура
на больших глубинах почти постоянная до самого дна и около 21ш Ц. Таким
образом, температура всего столба воды в К. море 22ш Ц.; такой высокой
температуры в среднем для всех глубин не замечается ни в одном из других
морей. Причины высокой солености и температуры заключаются в
климатических условиях. К. море окружено самыми теплыми странами земного
шара; в него не впадает "и одной постоянной реки, осадков мало,
испарение велико - все это благоприятствует высокой солености, Затем
средняя зимняя температура 21,4ш Ц., следовательно, низшие температуры
на поверхности моря не могут значительно отклоняться от 21,4, и потому в
самом море нет причин для более низких температур на глубинах; благодаря
же тому, что соленость вод К. моря больше, чем соленость вод Индийского
океана, на глубинах через Баб-эль-Мандебский прол. вода стремится из К.
моря в океан, и потому океан согревается, и в этом лежит вероятная
причина высшей температуры глубин Индийского океана в сев. зап. его
части . Соответственно подводному течению из К. моря в океан,
поверхностная вода стремится в обратном направлении из океана в К. море,
хотя постоянство этого последнего течения и нарушается SW муссоном. Во
время господства SW муссона, т. е. летом, поверхностное течение имеет
южное направление, замечаемое тогда почти по всему Красному морю, но
особенной силы достигает оно в Баб-эль-Мандебском проливе. Приливы и
отливы в К. море мало исследованы. Некоторые данные указывают на то, что
приливная волна входит в К. море через Баб-эль-Мандебский прол.; в этом
же направлении следует и уменьшение высоты приливов, но в Суэцком зал.
прилив опять увеличивается, достигая 2,2 м. высоты. В Суэцком канале
приливы еще заметны севернее малого горького озера. Климат К. моря один
из самых жарких на земном шаре, особенно от мая до сентября, когда на
пароходах, идущих попутным ветром к S, бывают нередко смертные случаи от
жары. По выходе из Баб-эльМандебского прол. в океан сразу замечается
приятная свежесть воздуха. Суда, идущие от пролива к N, менее страдают
от жары.
Массова самое жаркое место из всех известных по своему климату мест
земного шара, за исключением лишь "долины смерти" в Калифорнии, где
температура еще выше. Крайние температуры в Массове наблюдались до 56ш
Ц. Дождь в Красном море - редкое явление, но влажность воздуха, особенно
в южной части моря, летом бывает так велика, что, не смотря на
температуру 28ш-29ш, белье иногда с трудом сохнет на воздухе. По ночам
температура падает на несколько градусов и появляется столь сильная
роса, что на судах даже двойной тент плохо от ее защищает палубу. В
Суэце выпадает в год всего 6 стм. дождя, в отношении же повторяемости
осадков К. море дожить в области, где в среднем в год приходится менее 6
дождливых дней. У Массовы дожди случаются обыкновенно с ноября до апреля
и лишь редко в августе и октябре. Господствующие ветры в северной части
круглый год NNW, при чем с декабря по марта он дует особенно сильно,
летом же он сопровождается сухой мглистой погодою, шквалы редки, но
бризы бывают иногда свежие. В южн. части моря летом, с июня по сентябрь,
также господствует сев. ветер, но с октября по май дует SSE,
сопровождаемый часто среди зимы мглистою погодою, шквалами и дождем.
По-видимому, этот ветер есть собственно отклоненный NE муссон, он
достигает особенно большой силы, проходя через узость Баб-эль-Мандеба.
На Аравийском берегу ветры вообще сильнее, чем на абиссинских. В сев.
части зимою лишь случайно бывает южн. ветер, и ему обыкновенно
предшествует увеличение влажности и падение барометра. Для южн. части
моря Бреннер дает следующие указания относительно предсказания
направления ветра: если вечером наблюдают зарницу в NE части горизонта,
то следует ожидать сильный S ветер, если же в SW квадранте, то наступить
N ветер. Между обоими областями ветров там, где море шире, обыкновенно
легкие переменные ветры или штиль. Ураганы в К. море неизвестны, но все
же ветер иногда достигает силы шторма. Между Суэцом и Дэдалюсом иногда
бывает шторм от W, сопровождаемый густою массою пыли и называемый
египетским ветром. На Аравийском берегу, у Джедды, случаются штормовые
ветры, также с пылью, от N, NE и Е. В тихую погоду появление мглы есть
признак наступления свежего, берегового ветра. Плавание вдоль берегов К.
моря крайне затрудняется рифами, но середина моря вполне удобна для
плавания паровых судов с достаточным запасом угля, парусным же судам
приходится всегда бороться с противными ветрами, NNW или SSE,
разводящими довольно крупное волнение. Портов мало; кроме Суэца, чаще
всего посещаются судами Жамбо, Джедда, Годеида, Логия и Мокка на
Аравийском берегу и Массова, Суаким и Коссеир на Африканском берегу.
Суаким - главный порт Судана, Джедда - место высадки пилигримов,
следующих в Мекку. Перед входом в К. море, в Аденском заливе,
расположены колонии: французская Обок и английская Аден. Последний
посещается почти всеми судами, идущими из Европы через Суэцкий канал в
Индийский океан; они здесь запасаются углем и провизиею. В древности К.
море играло большую роль. Оно служило финикийцам главным путем для
торговли их с Индией. Из зал. Акаба флот Соломона отправился в Офир. При
Птолемеях все богатства Востока доставлялись в Европу через К. море. В
средние века оно служило торговым путем для Венеции, Пизы, Марселя и др.
С открытием мыса Доброй Надежды К. море утратило свое всемирное
значение; через него велись только сношения между Аравиего, с одной
стороны, и Абиссинею и Египтом с другой; преимущественно оно посещалось
пилигримами. С 1840 г. установлено было правильное сообщение между
Египтом и Джеддой, на пароходах Peninsular et Oriental Steam
Navigation
Company. Гений Лессепса возвратил К. морю его мировое значение. С
открытием в 1869 г. Суэцкого канала К. море стало главным транзитным
путем из Европы в порта Азии. Благодаря каналу, установилось правильное
грузовое и пассажирское движете между европейскими портами и самыми
отдаленными окраинами вост. Азии. И для России, пока еще не сооружен
велики сибирский железный путь, К. море имеет огромное значение,
представляя удобный путь для сравнительно скорой перевозки на пароходах
добровольного флота грузов, пассажиров, войска и т. п. в наши вост.
окраины и, наконец, для нашей чайной торговли с Китаем.
И. Ш.
|