- определяется
Уложением о наказаниях (ст. 183, изд. 1885
г.) как "язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам
или обрядам церкви православной, или вообще христианства". Таким образом
объектом К. могут быть только правила и обряды церковные, но никак не
самая вера и учения ее, могущие служить объектом лишь богохуления. По
аналогии, впрочем, практика подводит под К. и слова, имеющие вид
богохуления, если они произнесены без умысла оскорбить святыню и в
частном доме, так как ст. 180, уменьшая наказание за богохуление,
совершенное единственно по неразумию, невежеству или пьянству, упоминает
только о "публичном месте", умалчивая о частном доме (реш. уголовн.
кассац. дпт. сената 1871 г., ь 805). По замечанию Н. А. Неклюдова, "под
именем язвительных насмешек следует разуметь или просто глумление, или
различные бесстыдные выходки; К. мыслимо не только словом, но и деянием,
напр., если ктонибудь вместо восковой свечи поставить сальную". Из
иностранных законодательств обще германский кодекс для наказуемости
оскорбления святыни требует "поношения" ее (bescbimpft, но не
verspottet; в проекте кодекса были оба выражения, но осталось только
первое). Поэтому следует заключить, что К., в том смысле, как оно
понимается нашим Уложением о наказаниях, в Германии не наказуемо. Хотя
182 ст. Уложения о наказаниях и умалчивает о том, когда наказуемо К.,
тем не менее практика для наказуемости К. требует наличности тех же
условий, как и для наказуемости богохуления, т. е. чтобы оно было
совершено публично или при свидетелях. Наказание - тюремное заключение
на время от 4 до 8 месяцев, а если деяние совершено без намерения
произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а лишь по неразумно,
невежеству или пьянству, то арест на время от 3 недель до 3 месяцев.
А. Я.
|