(Correggio),
собственно Антoниo
Аллегри (Allegri),
прозванный К. по месту своего рождения (в Моденской обл.) - знаменитый
итал. живописец (1494 - 1534). Первоначальное художественное образование
получил под руководством своего дяди, Л. Аллегри, и Бартолотти, а в
дальнейшем пользовался уроками феррарского живописца Фр. Бианки, как о
том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о первой поре его
жизни. Весьма вероятно, что в 1510 г., по смерти Бианки, он посетил
Мантую, где изучал произведения Мантеньи, и что на него также имел
влияние Лоренцо Лотто. С достоверностью известно, что в 1514 г. он
находился снова в Корреджио, где к следующем году окончил исполнением
для тамошнего монастыря миноритов "Мадонну со св. Франциском",
находящуюся ныне в дрезденской галерее и напоминающую, внешним
построением своих групп, манеру XV в, Фр. Франчья, Л. Косту и Бианки, но
уже отличающуюся большею свободою движений, живостью концепции,
правильностью рисунка, силою и гармониею красок. Исходя от этого,
исторически признанного подлинным, произведения К., новейшая
художественная критика приписывает этому художнику следующие "Мадонны",
предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици,
во Флоренции, и в городских музеях Пaвии и Милана. Ко времени пребывания
Аллегри в Корреджио (до 1510) относятся: "Бегство в Египет" (в галерее
Уффици), "Мадонна со св. Иосифом и св. Иеронимом" (в Гамптонкортском
собрании) и "Четыре святых" (у лорда Ашбуртона). Около того же времени
(после 1514) он, вероятно, участвовал, вместе с другими художниками, в
исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро
Гонзаги. В 1518 г. он переселился в Парму, где получил от образованной в
духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из
ее покоев фресками мифологического содержания. Исполняя этот заказ, он
изобразил над камином Диану-охотницу, а в люнетах - купидонов, играющих
с охотничьими принадлежностями, детские фигуры, в которых выразилась уже
прелесть и грация его кисти. Возвратившись на коротай срок в Корреджио,
где он женился в 1519 году, на следующий год принялся за новые заказы в
Парме, из которых особенно замечательны по исполнение фрески купола и
пандантивов в црк. св. Иоанна Евангелиста (часть "Коронования
Богоматери" снята с первоначального места и хранится в пармской
библиотеке). Эти фрески представляют первое последовательное проведение
нового принципа в плафонную живопись куполов: художник устраняет
материальные, архитектурный преграды, и зрителю, находящемуся внизу, под
куполом, изображенное действие кажется как бы происходящим под открытым
небом. Одновременно с этой работой К. исполнил фрески "Благовещение" (в
црк. св. Марии-Аннунциаты) и "Мадонна делла-Скала" (ныне в пармской
пинакотеке; первоначально помещалась над городскими воротами). Успех
этих произведений был столь велик, что капитул пармского собора, в 1522
г., поручил Корреджио украсить фресками купол и хор этого храма. Фрески
хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526 -
1530 гг.) "Взятие Богоматери на небо", - произведение, хотя и не
отличающееся правильностью рисунка, однако, могущее считаться, с
технической и живописной стороны, чудом искусства. В настоящее время оно
оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе
понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого
произведения - в Имп. Эрмитаже, в СПб.). Из картин на религиозные темы,
писанных К. в раннюю пору его деятельности, первое место должно быть
отведено "Обручению св. Екатерины", в котором полнейшим образом
выразились пленительная грация и нежность его кисти. Повторение этой
картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная
Мадонна К., известная под названием "Цыганки" (La Zingarella) и "Мадонна
с кроликом". К этому же периоду относятся "Христос, являющийся Марии
Магдалине в виде садовника" (в мадридском музее) и "Мадонна с корзиной"
(в лондонской национальной галерее). Вскоре после 1520 г. стиль К.
выработался вполне: его кисть сделалась удивительно нежною и, вместе с
тем, сочною, а светотень дошла до верха совершенства; стала наполнять
картины воздушностью, магическим блеском светлых тонов и необычайною
прозрачностью теней. К этому времени относятся: "Мадонна, кормящая
Младенца грудью" (в Ими. Эрмитаже и в будапештской галерее), "Христос в
Гефсиманском саду" (в Апслейгоузе), "Мученическая кончина св. Плакидия"
и "Положение во гроб" (в пармской пинакотеке). Гений художника еще
полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи:
"Рождество Христа" или так назыв. "Ночь" (для црк. св. Проспера в
Реджо); "Мадонна с св. Севастианом" (исполненная для моденского собора)
и "Мадонна со св. Георгием". С этими тремя перлами живописи могут
соперничать корреджиевские "Мадонна со св. Иеронимом" (в пармской
пинакотеке), прозванная "Днем", по причине неподражаемого блеска своего
теплого, солнечного колорита; "Юпитер и Антиопа" (в луврском музее в
Париже), "Школа Амура" (в национальной галерее, в Лондоне), "Ганимед",
"Ио и Юпитер" (в Вене), "Даная" (в галерее Боргезе, в Риме), "Леда" (в
берлинской галерее) - произведения, не только замечательные своим
техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной
чувственности. Два аллегорических изображения: "Триумф добродетели" и
"Порок управляемый страстями", писанные гуашью и находящиеся в луврском
музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности К. Потеряв
свою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой век
вдали от суеты света и от почестей. Созданный им своеобразный стиль
нашел последователей не столько среди живописцев, непосредственно
следовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений. Если
композицию К. можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, если
мотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы голов
условны, жеманны в своей самодовольной улыбке, - все эти недостатки
выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором
у него не было соперников, а именно - чарующим светом, который проницает
в самые тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с
неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели
К. место в немногочисленном ряду светил первый величины на горизонте
итальянского искусства. Ср. Pungileoni, "Memorie
istoriche di Ant.
Allegri" (Парма, 1817, 3 т.);
Bigi, "Notizie di A. Allegri" (Модена,
1873); Jul. Meyer, "Correggio" (Лпц., 1871); Mignaty,
"Le Corrйge, sa
vie et son oeuvre" (2 изд., Пар.,
1885); Lermolieff, "Kuustkritische
Studien ьber italienitshe Malerei" (Лпц.,
1890 - 93).
А. H - в.
|